Как правильно подписывать рисунки малыша??

В играх «Галки-Игралки» мы всегда рекомендуем подписывать рисунки, аппликации и поделки ребенка. Именно так с первых лет он знакомится с письменной речью, пробует читать и писать. При этом очень важно делать надписи правильно, с учетом особенностей восприятия малышей. Обо всех нюансах, которые стоит учесть, рассказывает автор методики обучения чтению Ольга Николаевна Теплякова.



Рисуя, изображая события с помощью плоского изображения, мы уже довольно далеки от реальности. Рисунок в значительной мере – абстракция. Ведь нарисованное яблоко не пахнет, его нельзя взять, съесть (хотя многие малыши пытаются поначалу это сделать – загрести пальчиками нарисованное яблочко с листа бумаги). Слово «яблоко» – еще большая абстракция, оно ведь даже не выглядит, как яблоко. К этой абстракции малыш готовится именно при помощи акта рисования. Совершенно логично после этого подписывать рисунок.

Подписывание рисунков — это, пожалуй, один из первых, самых простых и доступных любой маме шагов на пути обучения малыша чтению. Но чтобы ребенку было проще воспринимать пока не привычный для него написанный текст, очень важно не усложнять надпись, выбирать знакомые ребенку слова, яркие эмоционально окрашенные фразы. Об этом мы уже писали раньше. И вот еще ряд важных моментов, которые обязательно стоит учесть.

Размер, цвет и толщина надписи
Буквы на рисунке лучше писать не слишком большие, высотой примерно в один сантиметр, а шириной чуть меньше. Расстояния между ними делаем не очень большим, чтобы буквы не «разбегались» в разные стороны, но и не сливались в слове. Написание слишком больших или широких букв мешает зрительному восприятию слова и не позволяет написать фразу полностью.

Слово пишем фломастером яркого цвета. Если в фразе два-три слова, все они пишутся одинаковым цветом. Можно и вторую фразу писать тем же цветом, но лучше все-таки взять другой фломастер, чтобы облегчить чтение текста.

Буквы не стоит делать слишком толстыми, это мешает восприятию слова. Используйте обычные фломастеры. Также не стоит писать буквы тонкими фломастерами или авторучкой, ребенку будет их не видно.

Если надписи заранее готовятся для обводки, к примеру, в прописях, то можно сделать их простым или угольным карандашом, а обводить ярким фломастером. В этом случае первичные надписи карандашом выполняются заранее самим взрослым, без малыша. Не стоит делать надписи кистью. Это утомительно и мешает восприятию слов, ведь очень сложно выполнить удобные по величине буквы.

Обводки букв, слов
Когда вы перечитываете фразу вместе с малышом, попробуйте обводить одно слово за другим по ходу чтения. Ребенок увидит, как из отдельных слов складывается фраза. Каждое слово мы обводим в отдельный овал ярким фломастером. При этом для обводки слова в одной фразе используем один и тот же фломастер. Если ребенок достаточно опытен, и вы уже перешли к изучению букв (да-да, в рамках нашей методики обучения чтению, мы переходим от слов к буквам, а не наоборот), можно точно так же показать, что слово состоит из букв. Для этого обводим буквы внутри слова фломастером контрастного цвета. Делая обводку букв, не стоит слишком прижимать линию к самой букве. Стараемся сделать  наше движение свободным , уверенным, быстрым.



Расположение надписей
Писать можно на местах, свободных от самого рисунка — внизу листа или наверху. Кроме того, можем некоторые слова написать прямо в самом рисунке: «кап-кап», «топ-топ», «Привет, мама!» Главное, чтобы это было оправдано – эмоционально и художественно. Слова пишем без переносов. Для этого нам придется сразу рассчитать правильно длину слова, фразы и величину букв.

Часто приходится размещать надписи сбоку по краю листа. Для этого переверните лист и напишите. Лучше не писать на листе сверху вниз, как на уличных вывесках, малышу это сложно воспринимать.

Количество слов
Обычно на рисунке можно разместить от одного до трех-четырех слов. Для самых маленьких и неопытных достаточно и одного красивого слова, например, «ягодка». Со временем вы с малышом уже начнете подписывать рисунок целой фразой. Только не стоит писать очень много слов на одном рисунке.

Варианты надписей
Если есть такая необходимость, то можно перенести  часть надписей  на весь периметр рисунка в одну длинную строчку. Прием удобен большим деткам от трех лет.

Есть еще один хороший способ делать надписи на рисунках, который очень любят многие мамы. Попробуйте, может, он понравится и вам? Напишите отдельные слова или фразы на  небольших листочках светлой цветной или простой белой бумаги размером от 3 на 7 см и приклейте их на боковой край листа (или прикрепите с помощью степплера). Такие «ушки» легко загнуть и отогнуть при необходимости.



Если надписи требуются длинные, объемные, можно написать их на отдельном листе бумаги и разместить рядом с рисунком, либо вложив в общий прозрачный файл. Иногда есть смысл не надписывать фразы, а приклеивать слова, написанные на небольших светлых кусочках бумаги,  предварительно читая их вместе с малышом.

Подпись
Очень важно всегда указывать авторство рисунка или поделки, малыш будет очень рад и горд, зная, что такую красоту сделал он сам, это его творчество! Написать «Рисовал Саша» имеет смысл даже с младенцем, это может стать одним из первых моментов сознания себя и своих действий. Для начинающих и самых маленьких можно не подписывать полностью, а пока просто написать: «Саша». Только не стоит затягивать с полной подписью, малыш должен видеть, что он делал – рисовал!

Подпись делается печатными буквами ,такими же по размеру, как и все остальные надписи. Ставится она немного в стороне от других надписей и другого цвета, хотя это вовсе не обязательно, просто так она лучше видна.



Подписи для мамы
Если мама хочет оставить надпись на рисунке и для себя тоже, к примеру, возраст ребенка и прочие замечания, то лучше сделать это карандашом или ручкой на обратной стороне листа. Удобно обозначать возраст ребенка вот таким образом: «1, 5, 10». Это означает, что в этот день малышу один год, пять месяцев и 10 дней. Такая надпись не будет сбивать с толку маму в дальнейшем – ей не придется высчитывать, сколько ему было в день 3 марта 2014 года.

Ольга Теплякова

Помимо надписывания творческих работ, существует еще много отличных возможностей научить малыша читать в игре. Это и лото, и прописи, и книжки своими руками, и карточки, которые можно не просто показывать, а играть с ними десятками разных способов! Все самые интересные идеи и важные моменты мы будем вместе разбирать на уникальном тренинге "Учимся читать в игре". Спешите присоединиться, пока есть места и действуют специальные цены!
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (1)

  1. 27.06.2014 Наталья

    Очень интересная статья.Спасибо

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":