Надписи на рисунках малышей – начало осознанного чтения
Подготовка к осознанному чтению начинается очень рано – сразу после рождения малыша. Как происходят первые знакомства малыша с речью?
• Разговоры при ребенке и разговоры с самим малышом, с демонстрацией артикуляции.
• Песни, танцы, ритмические и музыкальные игры.
• Чтение наизусть произведений литературы, которые знает и любит родитель.
• Короткие игры-диалоги с другими участниками или игрушками малыша.
• Чуть позднее игры с картонными карточками, где написаны слова. Множество игр на запоминание слов и составление различных простых фраз.
• Параллельно с этим чтение простых книжек. Во-первых, чтение-рассказывание. Во-вторых, чтение-прочитывание знакомых слов. В-третьих, чтение самодельных книжек, с уже знакомыми малышу словами и фразами.
• И конечно, надписывание рисунков ребенка, собственных и совместных с родителем.
Надписывание рисунков можно начинать очень рано, почти сразу с появлением самих рисунков. На первых порах малыш не рисует и не надписывает рисунки самостоятельно. В этом ему помогает родитель, показывает, как это делается, позволяет наблюдать и чуть позднее делает вместе с ним – поначалу методом из руки в руку, азатем подсказывая и помогая.
Рисунок, выполненный вместе со взрослым, является отражением реальных событий, реального опыта малыша. Значит, надписи на этом рисунке могут и должны быть такими же – отражать реальные события или наше отношение к ним, эмоцию, оценку.
Проживая событие, мы тоже задействуем речь: любуемся, обсуждаем, хвалим что-то, рассказываем, каков этот объект, как он действует. К примеру, идет дожди, кап-кап! Он вот какой – мокрый! От дождика получилась лужа! Шел дождик – выросла травка. Как дождик поет? Кап – кап! Так в нашей речи находят отражение происходящие события, которые мы можем наблюдать. И точно так же они описываются на бумаге в случае с письменной речью.
Так какими же должны быть надписи на рисунках, чтобы малыш с легкостью учился по ним читать и писать?
Подбор слов для надписывания рисунков
Слова подбираем знакомые и простые – из тех, что мы уже используем в разговоре с ребенком. Очень хорошо, если среди этих простых слов будут повторы и звукоподражания. Так малышу легче будет не только увидеть слово, но и произнести его. Подробнее о том, какие слова лучше использовать играх, читайте здесь.
О чем
Стараемся использовать ситуацию, в которой происходила игра – до рисования и во время рисования. К примеру – читали стих «Кап-кап! Кто там? Кап-кап! Что там?» А потом хлопали в такт ладошками, а после рисовали дождик. Можно написать часть этих простых фраз. Например, подписать рисунок: «Кап-кап! Что там?»
Транскрипция и длина слов
Постараемся, чтобы транскрипция предлагаемых слов было доступной и более или менее совпадала с написанием слов. Например, слова «хороша кашка» очень удобны, слова «моя каша» менее удобны, так как есть йотированная «я», и все-таки эти слова пишем, они короткие и часто применимые, знакомые малышу. А вот «Кискина каша» поначалу лучше не писать – длинно и сложно, это понятие можно обозначить немного проще, к примеру, «Киска, вот каша!» Хорошие слова – «молоко», «хорошо», «хороший», «сыр», «суп». Немного есть несовпадений в слове «молоко», но они не очень критичны: {м, а, л, а, к, о} Тут мы можем намеренно прочитать гласные «о».
Лучше выбирать не слишком длинные слова, их легче выговорить, легче увидеть и написать. Очень хороши повторы гласной, как в слове «молоко», «хорошо».
Пишем печатными буквами
Пишем без наклона, так легче читать и легче малышу потом будет увидеть свою ошибку, если он ее сделает. По этой же причине не делаем в буквах никаких лишних крючков, линий, украшений, изгибов.
Расстояние между словами
Довольно значительное, примерно в полслова величиной. Это нужно, чтобы ребенок мог воспринимать отдельно каждое слово, не сливая его с другим.
Использование заглавных букв
Можно их использовать по обычным правилам, а можно обходиться буквами одинаковой длины. Опыт показывает, что если после двух лет ввести заглавную букву, это принимается ребенком легко и естественно.
Знаки препинания
Знаки стараемся ставить сразу, в ходе надписывания нашего произведения. Малыши очень легко воспринимают точку и восклицательный знак. Чуть сложнее – знак вопроса. Дефис воспринимается легко, если мы сразу показываем, что это два разных слова, к примеру, «кап-кап». Если надпись наклеена, то знак ставим не на карточке со словом, а просто на бумаге, после слова.
Ольга Теплякова
Ольга Теплякова
Помимо надписывания творческих работ, существует еще много отличных возможностей научить малыша читать в игре. Это и лото, и прописи, и книжки своими руками, и карточки, которые можно не просто показывать, а играть с ними десятками разных способов! Все самые интересные идеи и важные моменты мы будем вместе разбирать в уникальном тренинге "Учимся читать в игре". Спешите присоединиться!