Прием "из руки в руку"
Практически во все играх по методике Тепляковой мы советуем мамам использовать прием "из руки в руку". Почему стоит помогать малышу своей рукой? Во-первых, так Вы с самого начала научите ребенка держать пишущие инструменты правильно, и малышу не придется переучиваться в школе. Во-вторых, удерживая детскую ручку в своей руке, мы можем показывать ребенку приемы рисования и письма, и это здорово облегчает обучение. Давайте поговорим о важных нюансах приема "из руки в руку".
Сразу оговорим, очень важно сесть правильно. Пишем и рисуем мы за обычным столом, усадив малыша на колени. Дети постарше часто хотят "работать" сами, тогда взрослый располагается рядом, чтобы прийти на помощь. Если все-таки ребенок согласен сидеть на коленках, одной рукой нужно придерживать его за грудь, чтобы он не заваливался на стол. Это поможет избежать проблем с осанкой. Убедитесь, что малыш чувствует себя расслабленно и его руки не сжаты в кулачки. Если это не так, проведите пальчиковую игру, желательно ту, в которой ладонь движется медленно и расслабленно. Вложите в его руку пишущий предмет правильным способом, чтобы ребенок держал его (предмет) точно также, как обычно держите пишущую ручку Вы. Затем вложите руку малыша в свою и пишите /рисуйте привычным для себя способом. Сохраняйте спокойный темп письма, но не медлите (от медленного темпа письма детская ручка может устать еще сильнее). Не давите сильно на руку ребенка, иначе ему будет некомфортно.
Сразу оговорим, очень важно сесть правильно. Пишем и рисуем мы за обычным столом, усадив малыша на колени. Дети постарше часто хотят "работать" сами, тогда взрослый располагается рядом, чтобы прийти на помощь. Если все-таки ребенок согласен сидеть на коленках, одной рукой нужно придерживать его за грудь, чтобы он не заваливался на стол. Это поможет избежать проблем с осанкой. Убедитесь, что малыш чувствует себя расслабленно и его руки не сжаты в кулачки. Если это не так, проведите пальчиковую игру, желательно ту, в которой ладонь движется медленно и расслабленно. Вложите в его руку пишущий предмет правильным способом, чтобы ребенок держал его (предмет) точно также, как обычно держите пишущую ручку Вы. Затем вложите руку малыша в свою и пишите /рисуйте привычным для себя способом. Сохраняйте спокойный темп письма, но не медлите (от медленного темпа письма детская ручка может устать еще сильнее). Не давите сильно на руку ребенка, иначе ему будет некомфортно.
Совсем маленьких деток, которые только начали сидеть, обязательно нужно поддерживать рукой. Чтобы малыш находился на высоте стола, Вы, мама, можете сидеть нога на ногу, или просто держать малыша чуть выше, на уровне своей груди, ножки ребенка могут немного болтаться в воздухе.
Вполне возможно, что малыш сопротивляется и вырывает ручку. Не пугайтесь, это нормальное стремление маленького человека к самостоятельности. Не рекомендуем Вам в этот момент настаивать на письме «рука в руке». "Взрослым" детям (от двух с половиной лет) можно показать, как держать кисть или фломастер. Постарайтесь убедить ребенка, используя позитивные слова и улыбаясь: «Смотри, Маша, держим фломастер вот так! Так лучше! Молодец, ты – как взрослая!» С детьми помладше в случае протеста мы просто рисуем правильно сами, описывая свои действия: "Вот, держу кисточку правильно!"
На видео Варя (1,5 года) рисует вместе с мамой методом "из руки в руку"
Кстати, если Ваш малыш левша, ни в коем случае не настаивайте на письме правой рукой. Обычно левша берет все своей любимой левой рукой, и это тут же бывает заметно в быту! Если малыш левша, а Вы правша, то либо пишите вместе с ним левой рукой, либо ограничьтесь демонстрацией правильного положения.
Поверьте, если Вы научите малыша держать пишущие предметы правильно, это здорово облегчит ему жизнь. И уж конечно поможет научиться писать быстрее и красивее. Главное, помнить, что любой навык проще усвоить при позитивном настрое – и Вашего, и малыша.
Ольга Теплякова, Полина Теплякова.
Подскажите, а что делать, если теперь ребенок боится сам рисовать и чирикать ("писать") без моей помощи. Раньше сам рисовал, а теперь (после того, как я с ним так несколько раз рисовала) не хочет без меня.
Скорее всего, за этим стоит потребность в Вашем внимании и поддержке:-) Может быть, в тот период ребенку не хватало такой заботы. Воспринимайте это спокойно, и изредка предлагайте порисовать каждому свою картину. Вы рисуете свою, а ребенок свою. Рядышком, приобняв друг друга.
Скажите, а такой метод не ограничивает развитие ребенка только в направлении правой руки, если мама, например, правша? Т.е. мама априори будет в основном развивать правую руку ребёнка, а левую нет - а, может, он может полноценно развить обе руки?
Яна, нет, все равно ребенок будет рисовать той рукой, которой ему комфортно. Амбидекстры бывают, конечно, но речь идет о том, чтобы показывать приемы первое время, а не рисовать за ребенка все время. И перейдя к самостоятельной работе малыш будет рисовать так, как ему хочется.
А что делать, если ребенок сейчас одинаково пользуется обеими руками? Моя дочка и ест ложкой попеременно правой и левой рукой, и рисовать может тоже обеими. Как предоставить ребенку выбор? Или просто тоже попеременно рисовать?
А что думают психологи об ограничении ребенка, его фантазии? Если бы ребенок самостоятельно нарисовал то, что ему интересно, а с этим приемом он уже изначально ограничен мамой и ее представлен ем о рисовании. Домик- это кубик с крышей, елка - это три треугольника друг на друге? А ребенок впитывает то, что говорит и делает мама, она для него основной авторитет и для него навсегда елка будет 3 треугольника и ничего больше.'при этом если дать ребенку возможность творить самому он может добиться гораздо больших результатов, не ограничиваясь только фантазией мамы и ее возможностями.
Нет, если мама ведет себя не авторитарно, и сама пробует елку рисовать не только треугольниками - то для ребенка предложенные ей способы будут лишь отправной точкой. Вообще важно понимать, что этот прием работает только поначалу, для неопытных или маленьких детей. Но и без него нас многих умудрялись ограничивать. Тут важна общая ценностная установка мамы: постепенно даем больше свободы и не настаиваем на своем художественном видении.
Главное - это близость мамы и малыша, совместное действие, и контроль за правильностью выполнения упражнения.
Скажите пожалуйста а на каком этапе нужно отойти от этого метода "рука в руке"?
Все зависит от конкретного малыша, кто-то и в 4 года позволяет еще использовать метод, а кто-то нет. Вы сами поймете, когда это будет уже не нужно.