О методе Тепляковой

О методе Тепляковой

Расскажите об Ольге Николаевне

Ольга Николаевна — дипломированный психолог, выпускница РГПУ (бывшего Института) им. Герцена. Она мама восьмерых детей и бабушка восьмерых внуков. Ольга Николаевна - автор множества книг для родителей о раннем развитии. Создатель целой линейки развивающих пособий для малышей раннего возраста. Также она пишет стихи и сказки для детей и взрослых. Ольга Николаевна — активный член Санкт-Петербургского Психологического Общества при СПБГУ, с удовольствием обучает коллег и сама учится у других специалистов. Начиная с 80-х годов, Ольга Николаевна развивает собственную оригинальную методику раннего развития.

Ольга Николаевна обожает играть с детьми и мамами и создавать новые, необычные и современные игры!

Очень интересно, откуда взялась такая методика

Когда Ольгу Николаевну спрашивают о том, когда она начала развивать свою методику, то она отвечает так:

«Ну, наверное, по-хорошему, работать над методикой я начала еще в собственном детстве. Дело в том, что в детстве я научилась читать сама. Просто мне как-то в 4,5 года в руки попал букварь, я залезла под стол (это было мое место для игр) и через полчаса я уже читала слова и предложения в нем! И как-то резко я начала читать все подряд: вывески и афиши; на улице, газеты, и мамин журнал «Дошкольное воспитание». Это чтение меня так увлекло, что мне захотелось поделиться этим умением со всеми рядом!

Моя мама тогда работала в детском садике! Вообще-то она была талантливым педагогом и долгое время работала в школе, но, когда пришло время отдать меня в сад, она ушла из школы в этот самый садик. Естественно, раз мама была воспитателем в моем саду, у меня постоянно был своего рода карт-бланш, мне разрешалось читать детям в группе, играть с ними так, как я придумывала. И я, не задумываясь, начала их учить читать. Делала я это так, как хотела. В основном это происходило на прогулке, я черкала на земле палочкой слова и буквы, и мы вместе их читали. Еще любила детям писать слова на руке или спинке. Чуть позднее начала учить чтению свою двоюродную сестру, которая, несмотря на то, что уже перешла в третий класс, читать почти не умела. Когда мне было 10 лет, родился мой двоюродный брат Сережа, и все мои старания я направила на него. Я очень любила с ним гулять и также как в саду чертила на земле слова и фразы. В то время уже мел не был большой редкостью, и мы частенько пользовались им. Помню, что перечитала ему множество и сказок, и уже к 3 годам Сережа читал и писал простые слова!»

Как только у Ольги Николаевны родилась первая дочь Алена (1967 год), она с мужем начала закаливать и воспитывать ее по системе Никитиных. В 2 года Алена уже писала и читала первые несложные слова. Потом родились еще три ребенка, и Тепляковы впервые посетили семью Никитиных, их очень вдохновило знакомство с этой легендарной парой. Ольга Николаевна вспоминает: «Многое открылось мне как в первый раз. Я поняла, что с детьми надо играть! А не учить, как мне казалось. Я немного забросила само чтение и открыла для себя игры с малышами и все их разнообразие! Я тогда поняла для себя, что важно поменьше говорить «нельзя» и очень много двигаться!». Большое влияние на методику оказали и работы Марии Монтессори, доступные в Советском Союзе. Одним из своих главных учителей Ольга Николаевна называет великого российского физиолога Марионеллу Кольцову, чьи исследования о психофизиологии развития речи легли в основу методики Тепляковой. Другой известнейший физиолог И.А. Аршавский даже читал лекции в клубе для родителей «Поиск». Этот клуб Тепляковы открыли в 1979 году в ДК «Невский» и он стал лабораторией прогрессивных идей для ленинградских родителей. К этому моменту основы методики были полностью сформированы, и с того времени кардинально она не менялась. Хотелось бы выделить ряд персон, которые так или иначе способствовали развитию оригинальной методики Тепляковой. Очень важными для развития своего метода Ольга Николаевна считает книги и исследования А.А. Люблянской (психолога, доктора педагогических наук). Некоторые практические приемы рисования Ольга Николаевна привнесла, трансформировав, из методики Р.М. Гирвеля. С 1969 года Ростислав Мартинович преподает изобразительное искусство детям от 4 лет, сейчас он руководит детской иконописной школой «Святогорье» в Петербурге. Ряд идей возникли благодаря уникальным наработкам Загорского детского дома, где лучшие педагоги страны учили слепоглухонемых детей. Гуманистические же ценности методики Тепляковой (уважение к человеческому труду, доверие между ребенком и взрослым) выросли из трудов А.С. Макаренко и Ш.А. Амонашвили.

С историей все понятно, а как методика выглядит сегодня?

По методике Тепляковой играет огромное количество мам по всей России. Совокупный тираж книг Ольги Николаевны составляет 300 000 экземпляров, а в группе Галки-Игралки уже сейчас больше 13 000 мам.

Все они выбрали эту методику, потому что она:

  • Позволяет развивать малыша гармонично и полноценно
  • Легка в применении и не требует больших вложений на оборудование
  • Раскрывает творческие ресурсы в ребенке и родителей
  • Помогает мамам и папам устанавливать особенные отношения в процессе креативной игры
  • Обновляется и соответствует духу времени

Центром обучения в методике Тепляковой являются игровые ситуации.

Вокруг увлекательного сюжета мы выстраиваем все виды деятельности: наблюдение, взаимодействие с предметами, пение и музицирование, рисование, лепку, аппликацию, математические операции, чтение и письмо. Для игры мы стараемся взять интересную для малыша ситуацию из реального опыта и обыграть ее самыми разными способами.

Конечно, можно показать карточку с изображением машинки и словом "машинка". Но лучше, понаблюдать за реальным самосвалом на улице, дома покатать машину за веревочку, посадить в нее игрушки и пересчитать, положить в машину карточки со словами и отвезти их мишке, нарисовать машину и наклеить колеса. Согласитесь, куда увлекательнее?

Благодаря такому подходу ребенок хочет играть, узнавать что-то новое и творить! Мало того, Вы и сами как мама (или папа, бабушка) захотите играть! В результате между Вами и Вашим ребенком установятся особенные, доверительные отношения, наполненные вдохновением.

Какого результата от методики тепляковой мне стоит ожидать?
В играх по методике Тепляковой Вы можете научить своего ребенка:
  • Создавать художественные произведения (рисовать, лепить, клеить)
  • Читать и писать, а также сочинять свои стихи и рассказы
  • Выступать на публике и участвовать в маленьких спектаклях
  • Петь и музицировать на самых разных инструментах
  • Считать, выстраивать логические отношения, понимать геометрию предметов

Но самое главное - Вы и малыш захотите это делать!

Играя с нами, Вы начнете радоваться успехам друг друга, придумывать новые забавные сюжеты, создавать свои правила, ошибаться, думать необычно, от души веселиться всей семьей.

Как играть по методике Тепляковой?

Итак, игровое занятие по методике Тепляковой:

  1. Достаточно короткое.
    В силу психофизиологических причин, игра не длится больше 2- 5 минут. Причем, чем меньше ребенок, тем короче занятие. Иначе ребенок выдыхается, раздражается и устает. А нам очень важно его удовольствие от игры. Да и Вам легче выделить 5 минут на игру, согласитесь?

  2. Начинается обычно с двигательной игры.
    Движение расслабляет и снимает напряжение. А, если малыш немного сонный, танец помогает взбодрить его. Важно также, что двигаясь, мы вживаемся в образ и всем телом понимаем сюжет игры. Движение – тем более совместное – помогает установить контакт взрослого и ребенка, повышает степень доверия малыша к окружающему миру. Ритмическое движение – в такт песенке или стиху способствует развитию речи ребенка.

  3. Один сюжет - несколько видов деятельности.
    В наших играх сочетаются пение, рисование, письмо, чтение, предметная деятельность и многие другие деятельности. А объединяет эти разные виды активностей увлекательный сюжет. К примеру: сначала мы гладим кота, потом танцуем, изображая кота, потом рисуем его, обводим, а напоследок подписываем рисунок и перечитываем написанное.

  4. Вовлекает окружающих в игру.
    Очень важно - привлекать к игре близких людей, а если их нет рядом, то любимые игрушки малыша – мишку, зайку. Это способствует разнообразию в общении. Приглашая в игру членов семьи, следует убедиться в том, что Вы не встретите сопротивления с их стороны, не будете помехой в их собственных делах. Иногда следует проводить некоторые простые игры совместно с другими детьми – братьями, сестрами, приятелями, возможно, другого возраста, чем Ваш малыш.
    Мы учим ребенка общаться и играть с разными людьми, он видит, что играть интересно не только ему и маме.

  5. Завершается похвалой и размещением работы на выставке.
    Также мы можем подарить работу близкому человеку, или даже специально подготовить такой подарок! Обязательно привлекаем к рассматриванию работ – игрушки – зайку, например. Чтобы ребенку хотелось играть, хвалите его и в процессе, и в конце игры. Однако, похвала только косвенно относится к самому ребенку – мы стараемся хвалить и любоваться тем, что получилось – Ах, как красиво!... Молодец, Саша! Организуйте выставку работ дома, сделайте альбомы творческих трудов малыша. Старайтесь сделать так, чтобы ребенка хвалили и другие члены семьи.

Такие игровые занятия нравятся тысячам детей по всей России, а сами дети радуют мам своими достижениями.

Для какого возраста подходит методика?

На самом деле диапазон игр по методике Тепляковой очень широк. Можно начинать играть уже с этапа ожидания малыша, и продолжать игры вплоть до школы. Большинство игр Галки-Игралки при этом все- таки нацелены на возраст от 3 месяцев до 4 лет. При этом, конечно, игры для младенцев отличаются от занятий для детей старше года.

Как часто нужно проводить игры?

Частота игровых уроков зависит, в первую очередь, от Вашего с малышом настроения. Вы можете играть хоть каждый день. Даже если Вы будете играть раз в неделю, но будете делать с удовольствием, это уже принесет большую пользу для развития Вашего ребенка.

Нужно ли повторять игры?

Если игра малышу понравилась, то стоит ее повторить через несколько дней и иногда возвращаться к любимому сюжету. Знакомые ситуации дарят ребенку ощущение комфорта и уверенности в своих силах. Можно игру варьировать. Рисовали малинку? Нарисуйте таким же способом черничку или клюкву!

Что делать, если ребенок не заинтересовался игрой?

Не огорчайтесь! Игра может быть неинтересной малышу по ряду причин. Во-первых, подумайте, а Вам то, самой интересно в нее играть? Если игра не нравится, кажется Вам скучной, забудьте про нее и перейдите к другой! Вполне возможно, что игра не подходит ребенку по возрасту. Младенцу вряд ли будет интересно лепить из пластилина (он его просто начнет есть), а двухлетке будут менее интересны игры с пересыпанием и перекладыванием предметов без особенного сюжета. Не забывайте, что у детей разные склонности и они могут проявляться очень рано. Кто-то обожает считать, а кто-то рисовать, одному интересны логические игры, другой малыш с удовольствием разыгрывает сказки. Важен и сюжет игры, он должен быть близок и понятен именно Вашему ребенку. Пробуйте разные виды деятельности и разные сюжеты!

Отзывы о методике

До открытия сервиса мы организовывали онлайн-школу для мам в социальной сети Вконтакте. Ниже Вы можете прочитать несколько отзывов наших «учениц».

Мария Гаврилова

Здравствуйте! Меня зовут Мария, а моего сынишку – Миша. Когда начиналась летняя школа, ему был только один годик, сейчас уже почти год и три месяца. Я могу сказать, что за это время многое изменилось, наверное, изменилась и я сама, и мое отношение к занятиям с ребенком, и самое главное, отношение ребенка к этим занятиям-играм. Когда только началась школа, я и подумать не могла, что мой малыш будет с таким удовольствием заниматься совместным творчеством! До этого момента карандаши отправлялись прямиком в рот, но никак не использовались по прямому назначению, краски я вообще боялась предлагать ребенку, потому что переживала, что они окажутся там же, где и карандаши. В школе для меня стал настоящим открытием способ «Из руки в руку», теперь мы с удовольствием рисуем и красками, и карандашами, и фломастерами. А самое приятное во всем этом, что Миша очень радуется и самому процессу и результату. Мы организовали дома выставку работ, так он теперь водит всех к ней и показывает, где его рисунки. Он с удовольствием разглядывает книжки, которые мы сделали сами, гораздо дольше, чем покупные! Как только я начинаю петь песенку и танцевать с ним – он понимает, что сейчас мы будем рисовать, или лепить, и он так заливисто смеется, что просто заражаешься его жизнерадостностью!
А того многообразие игр, о которых нам поведали в школе, хватит еще намного времени вперед. И важно то, что такие игры можно организовать буквально на ходу, и буквально из ничего, нужна только фантазия и желание поиграть с ребенком. А когда видишь заинтересованность ребенка, которому всего годик, и у которого внимание в принципе рассеянно, это так радует! Когда после нескольких повторов той или иной игры, он начинает воспроизводить действия и радуется тому, что у него получается – это поистине счастье!
Хотелось бы выразить огромную благодарность, создателям проекта «Галка-игралка» за такую замечательную идею – организовать школу для мам. Спасибо за то, что дали нам столько идей, как весело, интересно и главное полезно проводить время с ребенком. Спасибо за такую теплую и дружелюбную атмосферу в группе! Спасибо, что подбадривали нас, где-то заставляли подумать, где-то стимулировали нас к самостоятельному творчеству. В школе я снова «научилась» сочинять стихи, теперь уже для ребенка – это Ваша заслуга! И, конечно же, огромное спасибо Вам, Ольга Николаевна, за ваше чуткое отношение к участникам и индивидуальный подход к каждому. Ваши комментарии очень ценны и, я думаю, что не раз еще пригодятся в процессе игр с малышом.
И хочется сказать «Спасибо» всем участникам группы, за то, что было так интересно вместе с вами учиться играть. Когда видишь успехи других мам и малышей, понимаешь к чему можно стремиться, можно применить на себя чей-то опыт или поделиться идеями. Это замечательно! Немного грустно, что летняя школа заканчивается, но впереди осень, а значит, новая школа! Есть время, чтобы поиграть в те игры, в которые еще не успели поиграть – а такие есть!!! И закрепить «пройденный материал»! Ни чуть не жалею, что провела это лето с вами. И советую всем, кто хочет с пользой проводить время со своим ребенком, «заглянуть» в школу, а лучше окунуться в атмосферу совместной игры, которую нам предлагает Ольга Николаевна. Вы уже не захотите играть с ребенком иначе, это я сужу по себе. Игра становится удовольствием не только для ребенка, но и для взрослого – это самый лучший результат обучения в школе!

Анастасия Гончарова

Здравствуйте, меня зовут Анастасия! Моих деток Захар (3 года 10 месяцев) и Сонечка (1 год 10 месяцев). Мы закончили уже "2 класс" школы Галки :))) Когда закончилась первая школа "Быть хорошей мамой просто" я немного огорчилась, жаль было расставаться, но на смену ей пришла Вторая " Летние приключения Хорошей мамы". Только сейчас поняла, что 4 месяца пролетело как миг! Но тот опыт и знания, которые я приобрела в Школе, я не накопила и за Годы, если бы не Вы, уже такие родные :) Ольга Николаевна, Плина и Римма!
Школа подарила нам новые 2 месяца радости, счастья, гармонии с детьми и бесконечные Игры!
Я стала более организованной! Каждый новый урок, новый день давал нам выбор, выполнить задание или оставить на потом.... Да, были и Потом, не скрою, но какое это Счастье приготовить Заготовочки для нового урока. Какое счастье видеть заинтересованные глаза детей, горящие, хотящие узнать, что же мамочка сегодня нам приготовила поиграть...
Если раньше я перед долгой дорогой шила фетровые развивавшки, пошив которых занимал оЧень много времени, то теперь для нас самые лучшие игры в дорогу -картонные!!! Сколько денег мы сэкономили в семейном бюджете, это никому неизвестно :))))) но, по моим подсчетам достаточно много.
Наша выставка обновилась новыми работами! А с какой гордостью после каждого Урока :) рисования детишки показывают свои шедевры папе! Фантастика!!!! Ну, и другие наши работы, которые занимают выставочные полочки на кухне, которые мы периодически пополняем, тоже шедевральны! Захарка теперь рисует сам!!!! Аккуратненько!!! Нет этой хаотичной мазьни! Кто бы мог подумать??? Да, несомненно, он подрос и стал старше на 4 месяца, но с его темпераментом и бывшей неусидчивостью... Сложно было представить 4 месяца назад, что он сядет и будет спокойненько, аккуратненько, высунув язычок :))))) рисовать! Это ли не награда?! Соняша тоже не выдирает руку как раньше! Да, она очень самостоятельная, все сама хочет сделать, но теперь мы рисуем вместе и после радуемся!!!! Ну, и во время тоже :))))
Поем и танцуем! Играем в Паровоз и Машину, Теремок и Репку, с Жуками, "Варим" супы и компоты, рыбачим и собираем шишки-ягоды, играем с карточками. Сонечка начала узнавать некоторые слова, Захарка чуть больше, так приятно, везем в паровозике карточку, я спрашиваю, кого же мы везем, а Захарка говорит: -Папу! :))) так приятно!
Не устану повторять, слова благодарности создателям Галки и Ее Школы! Спасибо огромное, Ольга Николаевна, за то, что вы есть!!!
Спасибо, Римма!
Спасибо,Полина!

Елена Кашевник

Меня зовут Елена, моей дочери Маше 1 год и 5 месяцев. Мы присоединились к школе в середине лета. Школа – просто здоровская! В школе мне нравится подход к играм – они саморазвивающиеся – по предложенной методике можно самим придумать игру на любой сюжет. Например, мы увидели белочек на дереве: посмотрели на них, узнали где они живут, пришли домой – посмотрели белочек в книжке, спели песенку:
Рыженькая белочка на дереве живет, прыг-скок, прык-скок,
Рыженькая белочка шишечки грызет, кусь-кусь, кусь-кусь
Попрыгали как белочка, покусали воображаемую шишку, посмеялись :). Потом нарисовали дерево с шишками. А потом, когда пошли гулять, нашли еще настоящую шишку и покидали ее как мячик – Маша маме и мама Маше, и покусали ее, конечно, как настоящая белочка :)
Мы, конечно, не успели во все переиграть… очень много разных игр.
Из того, успели:
Играли в рыбку: у нас есть маленький надувной бассейн, в него я пустила мочалку в виде рыбки. И на слова песенки рыбка-рыбка, мы хотим тебя поймать, мы с Маней ловили эту мочалку и из нее весело выливалась вода
Много рисовали: моя Маня очень любит рисовать. Может это не очень педагогично, но мы иногда просто малюем на листе, что вздумается. Говорю Маше: как мы сегодня плавали в море, давай нарисуем, макаю кисточку в синюю краску, и Маня малюет как ей хочется. Очень весело. (к слову мы и еду по столу размазывали руками, когда совсем маленькие были).
Возили игрушки в машинке, перебирали камушки, резали овощи (сама еще боится ножницы в руки брать, но когда мама берет в руки ножницы и говорит, что сейчас мы будем резать: чик-чик, очень радуется :)), вырезали сапожки, клеили цветочки, чего только не делали, и это с ребенком, которому еще нет и полутора лет! Мы читать книги стали по-другому – веселее: если стишок подходящий, то читаю его, а если мне не нравится, то придумываю сама по картинке – по мотиву «кто-где живет, кто-что делает».
Играли в теремок. Я сделала из фетра домик и зверушек для домашнего театра (они и на пальцы одеваются, и на липучке можно приклеивать, по мотивам shillopop.com): в домике у нас пожили и свинья, и коза и другие разные звери :).
И просто хит , дарики-комарики! Моя Маня о них просто в восторге, сама показывает, куда ее будут кусать эти комарики и смеется :)
В общем спасибо большое организаторам школы за веселые игры, за необученческий поход к игре. Игра – это весело и для мамы с папой, и для малышей. У вас много идей разных игр, которые можно изменять, и они не надоедают. Ждем новых школ :)
PS: если организаторы смогут оформить материалы школы в брошюру, которую можно будет распечатать и держать перед глазами, то это будет просто здорово.
PPS: еще большой плюс игр в школе – это то, что они не занимают много места в чемодане: мы взяли с собой на море по пачке бумаги и картона и вырезаем что хотим :)

Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (8)

  1. 19.05.2014

    Очень классный подход. Поддерживаю всеми руками.
    Ведь и взрослым нравится делать все в игровой форме и обучение идет гораздо эффективнее в формате игр, а не за партой в лекционном зале

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  2. 19.05.2014 Ольга Теплякова

    Ага! вот такая методика - забавная!))))

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  3. 12.01.2015

    12.01.2015
    Очень интересный подход... Я много лет работаю с детьми дошкольного возраста и эта методика меня очень заинтересовала. Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольника является тигра, то используя именно этот метод можно многого достигнуть.Спасибо Вам.
    С уважением Тамара Голубина

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  4. 12.01.2015


    12.01.2015

    12.01.2015
    Очень интересный подход... Я много лет работаю с детьми дошкольного возраста и эта методика меня очень заинтересовала. Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольника является тигра, то используя именно этот метод можно многого достигнуть.Спасибо Вам.
    С уважением Тамара Голубина
    Ответить

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  5. 26.10.2015

    Все гениальное оказывается простым-никакой специальной подготовки, материалы под рукой, сюжеты из жизни. Играй с ребеночком и получай удовольствие. Методика просто класс!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  6. 26.10.2015

    Великолепно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Очень весело и открыто! Очень заинтересовалась методикой! Надеюсь, что дальше еще интереснее!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  7. 27.10.2015

    Прекрасная методика, которая в очередной раз подтверждает, что всё гениальное - просто!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  8. 08.02.2016

    Спасибо вам большое за прекрасную возможность освежить в памяти учебу в УПК.

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":