Сочиняем сказки на ходу! 7 простых приемов для находчивых мам
Малыш начал капризничать — а Вы ему историю, не хочет кушать — а Вы сказку! Звучит здорово, правда? Иногда маме надо придумать что-то быстро, буквально на ходу, на заданную тему, а мыслей в голове нет. Где взять вдохновение? Ловите простые и классные идеи от играющей мамы и эксперта нашего курса по развитию речи Анны Маковей.
Где маме взять вдохновение или Да здравствуют батарейки!
1. Что было бы, если....Воображаете, что было бы, если... не нужно было есть кашу! Чистить зубы! Убирать игрушки! Стараетесь собрать все предположения воедино, и одно из них непременно станет хорошим началом интересной истории для малыша. Хорошо помогает, когда карапуз упрямится и не хочет что-то делать.
2. Знакомый объект в незнакомом, совершенно необычном для него месте. Бац! Все игрушки малыша оказались... Где? Да где угодно, только не в детской комнате. Может в лесу, а может, и на крыше высокого дома — глядят оттуда и не могут спуститься. А как они там оказались? Убежали? Ветер унес? Птички взяли поиграть? Захотят и смогут ли вернуться к малышу?.. История продолжается :) Такой прием развивает воображение и умение увидеть причину и следствие в событиях, а также фразовую речь.
3. А что было потом? На эту наживку можно ловить деток уже с 2 лет. Начинаете рассказ и на самом интересном месте: «А что было потом?»
4. Путешествие по собственному дому и оживление предметов. Этот прием поможет пополнить словарик крохи новыми словами и научит его видеть разные свойства предметов: «Привет! — доносится из... шкафа! -—Это я, шкафчик! Загляни внутрь! Смотри, сколько тут интересного! Это мамина одежда, это папина, а это чьи носочки и трусики? Этот прием используется и во всех играх-диалогах.
5. Предметы и их свойства. О! Этот приемчик я сильно люблю и активно использую :) Берем любой предмет... Ну вот у нас с сыном была ложка! И начинаем: какая она (твердая, железная, холодная, маленькая или большая, кругленькая или продолговатая, чайная, столовая, десертная), для чего ложка нужна, что еще ей можно делать и так далее. Получается интересно, и отлично активизирует словарь! Кстати, так сочинилось множество сказок для артикуляционной гимнастики. Жил-был язычок! Где он жил? Где спал? С кем дружил? Что умел делать?
6. «Перевирание» сказок. Дети очень чувствительны к переменам. Этим можно прекрасно воспользоваться в наших творческих и педагогических интересах. «Жили-были дед и баба, и была у них Уточка Ряба... Нееееть! (хихикают многие) А кто? Гусочка? Собачка? Курочка! Снесла она как-то яичко, да не простое, а ... вареное! Неееть! А какое?
7. Конструктор сказок Проппа
Владимир Пропп — советский фольклорист, который, проанализировав великое множество волшебных сказок, выделил набор элементов, которые присутствуют почти в каждой из них. Функций таких набралось 28. Скачать файлик с конструктором сказок и подсмотреть, как могут выглядеть расчудесные карточки Проппа в самодельном варианте можно здесь.
Для чего я это написала?
Чтобы достичь хороших результатов в любой деятельности, будь то рисование мелками на асфальте, измерение глубины лужи или развитие речи, необходимо взаимное доверие, интерес друг к другу и желание порадовать близкого человека. Вот в таких творческих играх они и рождаются =)
Приятного выдумывания =)
Анна Маковей
Также можно почитать по теме:
Джанни Родари «Грамматика фантазии»
Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки» (довольно древняя книга, уже не продается)
супер! никогда не подумала о том, как соединить Проппа и игры с малышом!
Серьезный дядечка. Тут Вы правы =)
Чудесное пособие:) Браво, Анна!