Развивающие игры с куклой: идеи маме на заметку
Игра в куклы полезна абсолютно всем детям, и даже мальчикам. Самая простая куколка может стать незаменимым помощником в развитии моторики, речи, мышления, социальных и бытовых навыков и эмоционального интеллекта ребенка. Три мамы-специалиста в педиатрии и психологии написали отличную статью об огромном потенциале этой игрушки, а мы перевели ее для вас.
Кукла — уникальная и фантастическая игрушка! И мы надеемся, что все дети (и да, даже мальчики) смогут играть с ней в раннем возрасте. Ведь кукла поможет с легкостью научить ребенка самым разным полезным навыкам.
Развитие мышления, мелкой моторики и навыков самообслуживания
- Драматизация при помощи куклы. В возрасте от 2 до 3 лет дети обычно начинают разыгрывать мини-сценки с куклами и взаимодействовать с ними. Они могут проделывать целые связки последовательных действий с куклой, например: накормить куклу, искупать ее, и затем уложить в кроватку. Такие подражательные игры - очень важная часть когнитивного развития.
- Снимаем одежду с куклы и надеваем ее. Хотя некоторые части одежды дети снимают довольно легко, в целом, умение обращаться с одеждой — довольно сложный навык, и потренироваться на кукле очень полезно! Дети с большим удовольствием сначала раздевают и одевают кукол, а потом пробуют раздеваться и сами. На кукле можно отрепетировать такие действия, как снимание и надевание шапочки, носков, футболок, юбок и штанов, расстегивание молний и крупных пуговиц. На ножки крупных пупсов можно натягивать и башмачки.
- В игре с куклой ребенок учится действовать обеими руками одновременно, удерживая куклу во время «кормления» или в процессе одевания игрушечного друга.
- В ролевых играх с куклой незаметно и мягко развиваются и навыки самостоятельной еды. Игры с куклой дают возможность детям попрактиковаться в удерживании и использовании ложек, бутылочек, чашек, вилок, мисок и т.д.
- Купание. Многие детки обожают купать кукол в ванне. Это можно делать с воображаемой водой, в пустой ванночке, если игры с настоящей водой проводить неудобно. Это хороший способ научиться сценариям действий: сначала наполняем водой ванну, затем берем шампунь, затем намыливаем голову и т.д. Лаура говорит: «Я использую кукол в терапии для того, чтобы помочь детям преодолеть страх купания и умывания. В процессе игры дети помогают мне организовать игрушечную ванну для куклы. Фактически так они получают контролируемый и понятный для них сенсорный опыт с водой, шампунем. Во время игры мы разговариваем о необходимых для купания принадлежностях и обсуждаем шаги, которые нужно пройти во время купания, и затем уже они могут пересказать шаги кукле и «успокоить» ее во время купания. Родители так гордятся, когда их дети, в конце концов соглашаются принять ванну после игры с куклами!»
- Уход и гигиена. Куклы дают прекрасные возможности для закрепления в жизни ребенка навыков ухода за собой и личной гигиены, таких как мытье головы, чистка зубов и мытье рук.
- Приучение к горшку. Конечно, приучение к горшку скорее связано с пониманием ребенка собственного состояния и это длительный и непростой процесс. Тем не менее, ситуации из разряда «пора на горшок» могут быть разыграны и на кукле: «Ой, ой, кажется куколке пора на горшок!»
Речевые навыки
Кукла позволит вам с головой погрузиться в мир ролевой игры, ведь для этого она и предназначена! Кукла помогает детям совершенствовать свою речь и умение общаться. Вот какие группы понятий можно изучить вместе с куклой.
- Части тела. Куклы прекрасно подходят для изучения частей тела: глазок, носа, рта, ушек, локотков. Да, части тела можно изучить и без использования кукол. Но при помощи куклы легче донести ребенку, что нос относится не только к тому, что находится на его лице. Словом, так проще обобщить понятия.
- Название деталей одежды. Конечно же, весьма полезно наряжать куклу и называть детали ее одежды: футболки, брючки, носки, пижаму. Это способствует и развитию мелкой моторики!
- Игры с куклами облегчают изучение основных понятий: предлогов и отношений предметов в пространстве (кукла в кроватке, кукла под одеялом), цветов, размеров и тому подобное.
- Осознание действий, чувств и стремлений. Игры с куклами помогают понять и осознать целую палитру действий, чувств и ощущений: спать, есть, сидеть, засыпать, чувствовать себя голодным, смеяться, плакать, и так далее. «Куколка голодная? Надо ее накормить!»
- Диалоговая речь и вопросы. Чтобы стимулировать речевое развитие ребенка, развивайте игровые ситуации с куклой: «А где кукла Маша?», «А где у Маши глазки?», «А что Маша хочет покушать?»
Эмоциональное и социальное развитие
Для детей игра — это способ понять мир. Укачивая куклу, кормя ее, закутывая, дети учатся быть любящими по отношению к другим. Они могут моделировать то, как о них заботились взрослые, или воспроизводить те способы заботы, которые они наблюдают в своем окружении. Так же как дети копируют родителей в разговорах по телефону, занятиях на кухне, они воспроизводят и социальные сценарии в игре с куклами. Это детский способ познавать мир и создать свой мир при помощи обыденных событий.
В игре дети могут играть противоположную роль, и это позволяет им увидеть вещи с другой точки зрения. Очень важное умение, не так ли? Зачастую дети с огромным удовольствием принимают роль взрослого для того, чтобы ощутить власть и контроль над ситуацией. По вполне обоснованным причинам, у детей не так-то много возможностей контролировать мир вокруг. Так что игра — это возможность дать ребенку больше силы, власти и контроля над ситуацией в «безопасном режиме».
Куклы помогут подготовить малыша к появлению младшего братишки или сестренки. В играх с куклой родители могут показать старшему ребенку, как взаимодействовать и заботиться о младенце, и помочь старшему войти во вкус. Когда мама с новорожденным прибудут в дом, и родителей захлестнут хлопоты о младенце, старший брат или сестра смогут заботиться о своем «ребенке». У ребенка будет свое поле деятельности, которое связано с деятельностью родителей. И в какой-то степени, это может облегчить старшему ребенку осознание своей новой роли.
Некоторые дети предпочитают машинки, паровозики, строительные конструкторы, мягкие игрушки, и их игры не всегда «ролевые» и «социальные». Такие игры и игрушки тоже полезны и важны для развития. Но я уверена, что куклы обладают уникальным набором «развивающих опций».
Комментарий Полины Тепляковой: Кукла действительно открывает перед мамой и малышом много замечательных возможностей. Пригласить ребенка в игру от имени куклы, потанцевать и спеть песенку вместе, похвалить работу малыша — все эти приемы мы часто используем в играх по методике Тепляковой. А Вы любите играть с малышом в куклы? Расскажите в комментариях о том, как проходят Ваши игры с куклами, нам очень интересно!
Кристи Кайли, специалист по трудотерапии. В сотрудничестве с Кети Йе, логопедом-дефектологом и Лаурой Хатчинсон, клиническим психологом, специалистом по игровой терапии.
Оригинал статьи
Перевод Полины Тепляковой
Комментарий Полины Тепляковой: Кукла действительно открывает перед мамой и малышом много замечательных возможностей. Пригласить ребенка в игру от имени куклы, потанцевать и спеть песенку вместе, похвалить работу малыша — все эти приемы мы часто используем в играх по методике Тепляковой. А Вы любите играть с малышом в куклы? Расскажите в комментариях о том, как проходят Ваши игры с куклами, нам очень интересно!
начали потихоньку привыкать к горшку, первой туда дела делает "ляля")))) А еще за столом в обязательном порядке сначала "кушает" мишка, потом ляля и только после малыш соглашается и сам съесть ложку-другую)))
ой, забыла! еще очень любим игру с раскладыванием чего бы то ни было. садимся в кружок с с зайкой, мишкой, лялей и начинаем, точнее уже сам сынишка раскладывает, то чашечки, то сушки или фигурки из сортера. сначала по одной, потом по второй. до двух пока осваиваем:) ну и, конечно, главные ценители детских рисунков с выставки это наши миши-зайки-ляли!
Моя дочка любит играть в игру где она мама я дочка и у меня есть братик.(он еще маленький, лежит в коляске) она отводит меня в садик и занимается малышом. Кормит его, укладывает спать, поет ему песни, переодевает и ходит с ним по магазинам. Объясняет ему как себя вести. А потом они забирают меня из садика. :) вот так мы играем.
Зина, из садика то хотите уходить?)))
В саду хорошо, но дома то все равно лучше :)
Все верно, мой сын очень любит играть с куклой, у него пупс - мальчик в голубой пижамке, он его спать укладывает, одеялом укрываем, пить дает, поет ему песни, раздевать любит. Кровать смастерили из обувной коробки. Показывает глазки, носик...на нем. Еще любит катать его в грузовике большом. Правда, иногда, он может его взять за одну ручку и кинуть очень далеко, а иногда, наоборот, целовать. Хорошо, что второе бывает чаще)))
Из своего опыта точно могу сказать, что мне кукла очень помогала! Когда дочке было чуть больше года - 1,2-1,4 мес, она очень не любила одеваться. А гулять-то надо, да и зима на дворе-куча одежек. Так вот я случайно обнаружила, что когда ребенок не реагирует на мои просьбы и уговоры, ее можно попросить от лица куклы!!! В первый раз я подумала, что это случайность, но потом оказалось, что на просьбы куклы дочке даже нравится одеваться:)
Сейчас дочке 2 годика, и всё чаще я наблюдаю, как она её укладыват-баюкает, раздевает-одевает. А как-то совсем недавно я оставила в самОй ванной (хорошо, что не на полу) ведро с водой. Увлеклась приготовлением ужина, а дочка тем временем самостоятельно купала своего большого резинового пупса (который чуть вместился в ведро) - намыливала шампунем его лысую голову, набирала из-под крана воду в ковш и поливала! Но, единственное, что остаётся для меня печальным - сама дочка жутко не любит, когда ей моют волосы... Для меня пока это самая большая педагогическая проблема, не могу с ней справиться....
А в остальном, многие дочкины непослушания мы проецируем на куклу: я прошу дочку объяснить кукле, что на стол нельзя залазить - сидят на стуле; или, что горячий утюг руками не трогают - можно обжечь пальчики. Дочка увлеченно научает куклу и дает наставления, а после этого сама как бы проникается в суть проблемы.
Очень интересная статья!!! И спасибо!!!я тоже уверена, что это важно и для мальчиков (у меня сынишка), но в окружении чаще есть стереотип, что это только для девочек.. К счастью мой муж разделяет мою точку зрения, и у нашего сына уже есть кукла (тоже мальчик:-) ), назвали Пашей)). И даже коляска у него есть, правда сын сам на нее последнее время пытается сесть (нам 1.2) :-). А буквально на прошлой недельке он сам снял с Паши кофточку и положил в стиральную машину, когда мы ставили стираться его вещи))), так и для Паши постирали:-).
Полина, еще раз спасибо за Ваш труд и перевод)))