Как научить ребенка говорить? Рекомендации логопеда

Что делать, если ребенок мало говорит для своего возраста или говорит неразборчиво? В какие игры играть, чтобы помочь малышу? Нужен ли специалист или достаточно занятий с мамой? Как помочь разговориться двойняшкам или малышу-билингву? На самые популярные вопросы мам о развитии речи отвечает логопед-дефектолог, эксперт нашего курса «Онлайн школа развития речи», мама 3-летнего сыночка Анна Маковей.



Ребенок не хочет разговаривать

Сын (1,7) говорит только «мама», «папа», «баба», «кыка» (книжка), «лала» (поет так), звуки машин и животных разных. Не старается повторять, даже на «своем» не говорит, визжит или мычит, недавно стал говорить «уу» очень эмоционально (при виде чего -то для него интересного). Что можно сделать для развития речи речи? Может быть, какие-то игры, упражнения?

Немного статистики. При хорошем понимании ребенком обращенной речи, наличии в словаре 50 слов (включая лепетные и звукоподражания), их активном использовании, а также наличии простых предложений из 2 слов («ляля бах»,«мама ди») считается, что речь развивается нормально.

Но необходимость обратить на нее внимание есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали, а не просили повторять слова. Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку «разговориться».

Что Вы можете сделать, чтобы немного форсировать события:
1. Все занятия проводите в игровой форме, обыгрывайте давно известные сказки. Прочитайте, обыграйте с куклами или вырезанными из старой книжечки фигурками, можете из картона вырезать или слепить из пластилина. Поиграйте в «запоминай-ку»: спрячьте одного из героев и спросите ребенка, кого не хватает. В знакомой ситуации сказки ребенок чувствует себя намного увереннее и быстрее начнет называть героев, да и сами действия сопровождать словами.
2. Игры на расширения словаря (показ карточек, например) тоже обыграйте: пусть карточки прячутся, порой в самые неожиданные и смешные места (мой сын очень любил, когда картинка пряталась под хвостиком у спящей кошки).
3. Больше вопросов! Папа приходит с работы и обязательно расспрашивает : «Где гуляли сегодня? Что видели? Кого встретили? Что купили?» и т.п. Сначала отвечайте за ребенка: «Давай папе расскажем! Гуляли на площадке. Качались на качелях. Собачку видели! Собачка лаяла! А еще мы птичек кормили. Мы насыпали зерно. Птички прилетели и клевали зернышки» и т.п. Повторяйте «расспросы» каждый день, ребенок привыкнет к процедуре и будет стараться сам отвечать.
4. Вводите в речь больше глаголов, они ускорят появление новых существительных и прилагательных, а также позволят конструировать простые предложения из 2 слов.



Сыну 2 года 4 месяца, не разговаривает, педиатр сказал, что все в порядке, нужно ждать. Посоветуйте какие-нибудь занятия, что поможет ему разговориться.

Думаю, целесообразно:
1. Сходить на консультацию к неврологу (если еще не были).
2. Сходить на консультацию к детскому психологу (он выяснит, есть ли особенности эмоционального развития мальчика, которые тоже могут повлиять на время появления речи)
3. Сводить ребенка на консультацию к логопеду (не хочу ничего сказать про педиатра, но в 2,4 уже пора посерьезнее вещи говорить).

Процедура диагностики у всех специалистов не страшная и безболезненная. С малышом поиграют, в игровых заданиях специалист выяснит объем умений и навыков, словарного запаса (активного и пассивного), умение выполнять задания по речевой инструкции, особенности строения артикуляционного аппарата. Не думайте, что я нагнетаю обстановку и пытаюсь Вас запугать. Очень хочу помочь! Поэтому сходите к вышеозначенным специалистам.

Развитие речи у ребенка-билингва

Подскажите пожалуйста, есть ли особенности развития речи у детей, находящихся в другой языковой среде. Ребенку 1,5 года и она практически ничего не говорит. Живем сейчас в Польше, дома разговариваем на русском языке, на улице на польском. Понимает все и на русском, и на польском.

Существует мнение, что маленький ребенок склонен к изучению одного языка, т.е. он по природе монолингв. Если так сложилось, что в семье каждый из родителей говорит на своем языке (или семья говорит на русском, а социальное окружение — дети во дворе, педагоги в детском саду — на польском), то ребенок на практике постепенно начинает понимать, что это разные языки, и это помогает ему преодолеть путаницу. Замечено также, что раннее усвоение двух языков, практически всегда, приводит к некоторой задержке усвоения каждого из языков. Самая сложная ситуация для ребенка, когда один и тот же человек говорит с ним на двух языках (дома — на русском, на улице — на польском). Ребенок не может понять, где заканчивается один и начинается другой язык.

Могу предположить, что малышка пока находится в стадии накопления словаря и пока не может определиться, на каком же ей языке разговаривать. Старайтесь относиться к этому реально. Конечно, Вы при ребенке будете говорить с окружающими на польском. Потом проблем не будет, малышка сама начнет с Вами говорить на русском, с друзьями на польском, легко переходя от одного к другому. Ну а пока вы с ней только на русском, дома только на русском. Переводить окружающих не надо. Возможно и будет небольшая задержка, зато — сразу полиглот. Удачи вам!



Как разговорить двойняшек

Я папа двойняшек 2 года 4 месяца, мы до сих пор не разговариваем. Отдельные слова: «мама», «папа», «няня», «дай», «неа», «да-да», «так». Все остальное выражаем мычанием с жестами или на своем тарабарском. Понимание у детей с нами полное, все знают, понимают, что и как делается, сами едят, одеваются. Семья говорливая, песни поем, стихи и книги читаем. Есть ли повод волноваться, или ждать по советам врачей? Что посоветуете предпринимать?

Двойняшки — тема особая) Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью. И научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за... (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой .... кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Ребенок говорит на своем «тарабарском»

Доче 1,11. Много болтает, повторяет, но я переживаю, что она стала больше болтать на своем «тарабарском».

С увеличением словарного запаса и повышением речевой активности произношение отходит на десятый план. Ребенку кроме правильного проговаривания есть чем заняться. Столько все нужно Вам сказать! Ведь молчала она больше года!

В процессе самостоятельного говорения и слушания речи взрослых малышка постепенно поймет, что некоторые звуки произносит не так, и исправится сама. Можете поправлять, но ненавязчиво («Кто это спрятался? — Ки! — Да, это киса!»). По своему материнскому опыту могу сказать, что период «тарабарского» языка пройдет довольно быстро (мой сын говорил так много и так непонятно, что руки опускались; прошло три месяца и человек очень прилично изъясняется).

Следите тщательно за своей речью. Говорите четко, размеренно, выразительно. Проговаривайте окончания. Когда хотите привлечь внимание ребенка к какому-либо слову, присядьте, чтобы ваши лица были на одном уровне. Так девочка быстрее скопирует правильную артикуляцию.

Если Вас что-то беспокоит в развитии речи Вашего ребенка, не пускайте это на самотек. Психика малыша до 3 лет очень пластична, и все ваши усилия, игры и занятия дадут наибольший эффект.

Этот материал был подготовлен для «Онлайн-школы развития речи по методике Тепляковой». Приходите на новый поток школы – и вы узнаете ещё больше фишек, как разговорить вашу крошку.
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (8)

  1. 27.03.2015

    Полезная статья, но до 3х лет попасть к описаным выше специалистам невозможно, разве у ребёнка серьёзнейшие отклонения и по части неврологии и по психологии (но даже с истериками, ночными страхами и недержанием мочи к психологу и неврологу не направят).
    В Германии нормы развития ребёнка другие.

    Некоторые немцы только перед самой школой узнают, что у ребёнка речевые проблемы (на медобследовании перед школой).

    Очень мало специалистов обученых работать с билингвальными детьми и семьями......


    Убеждаюсь, что многое зависит именно от мамы в любой стране мира!
    Сесть в 12мес, пойти до 18-20месяцев!!!! Первые фразы из двух слов к двум годам.
    Моего ребёнка направили к логопеду в 3,5 года, предварительно проверив зрение и слух. К неврологу под вопросом , дрктор не видит необходимости, ведь видимых проблем нет.
    К психологу только в экстренном случае, при серьёзных семейных обстоятельствах либо психологической травме (насилие, авария.....).
    Не лелеют деток в Германии.
    Конечно же есть нормальные родители и детки здоровенькие, но в целом каждый себе предоставлен (дети себе, родители себе).

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  2. 27.03.2015

    Хочу поделиться своими мыслями о игрушках и телевидении.
    Столкнулась с повышенной агресивностью деток в детском саду. Насмотрятся мультиков и потом творят невообразимые вещи!!! Если в нашей семье не принято смотреть телевизор (а только двд с отобранными воспитывающими, обучающими и культурными мультфильмами и фильмами), то дети которые посли сада еще по три и более часа смотрят тв отличаются от моих детей разительно!!!
    А недавно дочь пошла в подготовительный класс и приходит с накрашенными ногтями (я пояснила, что это вредно и неприлично для маленькой девочки), но куда ж родители смотрят? А учить тоже нормально воспринимает, что дети на переменке ногти красят.
    Начали сейчас монстров носить в школу и в сад (так как их в подарок при покупке в сети продуктовых магазинов дают).
    Одна мама говорит: да не очень то они и страшные!!! А учитель в школе: так это ж для детей, значит можно, пусть играют.
    Игрушки, мультфильмы, музыка, кино..... манеры поведения и культура общения отражают культуру и ценности народа.
    В современной Германии я вижу деградацию культуры.....

    Отвлеклась от темы речи, но ведь речь так или иначе связана с народной культурой.

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  3. 27.03.2015

    Про нормы развития ребенка в Германии
    Сесть до 12 мес, пойти до 18-20 мес, фразы из двух слов к 20мес. Это наш педиатр сказал, что ориентируются на эти нормы.
    (Хотя моя дочь в 10 мес первые фразы начала говорить и ходить).
    (Сын сел в 8мес, а пошел в 13мес, слова и фразы к 20мес). Исходя из этого немецкий доктор решил, что все хорошо.

    А сколько детей я видела на игровых площадках, которым уже 1, 5 года и более, а они не ходят. Меня это шокировало и даже пугало, но их то родители спокойны, все в рамках нормы считается......
    А однажды в группе у моей знакомой тагес муттер я увидела мальчика 22 мес (1год10мес) он только начал ходить, стоял у опоры и передвигался держась за что то, говорил фразы. Родители работают, а ребенок под присмотром дневной мамы в минигруппе из 5ти детей от года до трёх. И такие поздние дети встречаются часто-часто.
    Играющих мам почти не встречала, только соотечественниц на промторах Галки Игралки. Немецкие мамы предпочитают личную жизнь. (А потом, наверное, старость в доме престарелых, коих тут не счесть ;)))))))

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

    1. 28.03.2015 Анастасия Шагеева

      Очень интересно узнать про опыт мам из других стран )))) Мы очень рады, что Вы развиваете своих деток. Если желаете можно даже написать Вашу историю для публикации, думаю многим мамам будет интересно почитать зарубежный опыт )) Напишите нам на [email protected]

      Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

    2. 28.03.2015 Анна Маковей

      Такие нормы и впрямь - немного пугают!))))

      Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

      1. 30.03.2015 Мира

        Видимо, доктор ориентируется по нижним допустимым границам нормы развития ребенка.

        Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  4. 25.12.2015

    Про врачей - моего двухлетнего совершенно нормального ребенка невролог отправил на уколы кортексина просто потому, что мало слов, и не реагировал на "чужую тетю". Уколы болючие, станет ли он вообще нам доверять после этого?

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

    1. 26.12.2015 Анастасия Шагеева

      врачам всегда проще лечить, чем оказать реальную помощь. Тем более зачастую за одну такую встречу даже нереально установить хоть отдаленно точный диагноз.

      Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":