О нормах развития речи
О нормах мы всегда говорим осторожно. Слишком много условий влияют на развитие речи маленького ребенка: физиологические факторы, социальное окружение, гендерные различия, богатая развивающая среда. Но все же, какова нормальная динамика развития речи? И что вообще мы должны понимать под словом «норма»?
Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день: как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…
Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день: как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…
Так происходит в норме, когда при ребенке и с самим ребенком много разговаривают, делают это, не спеша, с улыбкой и в хорошем настроении, а также когда говорят с малышом любимые люди, те, которые часто бывают рядом и ухаживают за ребенком: родители и другие родственники, няня. Недавно мы подробно рассказывали, как лучше разговаривать с малышом, чтобы помочь развитию его речи.
То есть в норме ребенок должен часто и много слышать речь взрослого – как обращенную к нему, так и «фоновую». Но так бывает не всегда, иногда взрослые мало говорят с малышом. Могут быть и случаи, когда малыш не слышит взрослого, то есть имеет большие или меньшие нарушения слуха. Иногда бывают расстройства восприятия и поведения – когда и слух в порядке и разговаривают с ребенком много, но малыш как будто не слышит обращенную к нему речь и не желает вступать в диалог. Труднее овладевают речью детки с некоторыми нарушениями состояния нервной системы, родившиеся в состоянии гипоксии, в результате трудных родов.
Обычно ребенок начинает произносить слова уже в конце первого года жизни. Как правило, это простые слова, которые отражают те понятия, что постоянно встречаются в его жизни и доступны его пониманию: «мама», «папа», «дай», «киса», и т.д. При этом часто малыш не сразу начинает произносить все слово целиком, чаще он произносит только его часть. Как правило, это начало или конец, короткое звукосочетание, находящееся под ударением, к примеру, «ки» вместо «киса», «па» вместо «упал», и т. д. Следует ли эти слова-«коротышки» считать полноценными словами (допустим, при подсчете количества слов в словаре ребенка?) На наш взгляд, да, разумеется! Ведь этими словами малыш обозначает не только тот объект, который сейчас его интересует, а часто целую ситуацию. К примеру, «па!», обращенное к матери, может означать: «Видишь, мама, у меня упала игрушка! Надо ее поднять!», в то же время в другой ситуации «па» может означать слово «папа» или заменять собой целую восторженную фразу: «Ура! Папа пришел!». Считается нормальным, если к 12 месяцу малыш владеет словарным запасом в объеме 10-15 слов. При этом речевое развитие девочек согласно разным исследованиям может происходить более быстрыми темпами.
Источник иллюстраций
Источник иллюстраций
В течение второго года жизни речь ребенка стремительно обогащается словами. Появляются полноценные предложения, состоящие из 2-3 слов. При этом совершенно нормально, если малыш обозначает одним и тем же словом целый ряд предметов: «де» — дерево, девочка, делать; «ку» — кушать, курица; «па» — упал, палка. Ближе к 2 годам происходит настоящий лексический взрыв, активный словарь значительно возрастает. Ребенок использует 300-400 слов, применяя основные грамматические формы, и речь становится основным средством коммуникаций. По данным исследования, проведенного в Институте коррекционной педагогики РАО, девочки, как правило, начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 мес., мальчики после 1 года 10 мес. Также ученые отмечают, что мальчики употребляют больше глаголов и их заменителей, чем девочки.
На третьем году ребенок овладевает активным словарным запасом в 1000 слов и более, может радовать близких употреблением редких слов. Малыш строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения. Ребенок легко запоминает и рассказывает стишки, рассказы. Речь его звучит более правильно, артикуляция становится похожей на взрослую.
При малейших подозрениях на задержку речи родителям следует обратиться к специалистам – невропатологу, отоларингологу, логопеду, окулисту, психологу. При этом важнее будет не то количество слов, которое произносит малыш, а, скорее, его желание общаться при помощи слов, пусть их количество пока и невелико.
В любом случае очень важно продолжать заниматься и много и с удовольствием разговаривать с ребенком. Фактически все игры на нашем сайте способствуют развитию речи ребенка, помогают расширять словарный запас. Более подробно о том, что же делать, если ребенок мало говорит, мы расскажем в одной из следующих статей.
Ольга Теплякова, Полина Теплякова
Если вы переживаете о развитии речи своего малыша и хотите помочь ему разговориться в веселых развивающих играх, приходите в онлайн-тренинг развития речи «Галки-Игралки»!
Ольга Теплякова, Полина Теплякова
Если вы переживаете о развитии речи своего малыша и хотите помочь ему разговориться в веселых развивающих играх, приходите в онлайн-тренинг развития речи «Галки-Игралки»!
ближе к 2 годам 300-400 слов - это в активе или в пасиве? 300-400 слов если их посчитать или как?
В активном словарном запасе к 2 годам может быть от 40 до 1200 слов. Оба варианта - зафиксированная норма. Подсчитать реально. Для этого можно записывать слова в тетрадочку:-)
спасибо, я уже перестала считать :) она с легкостью повторяет множество слов на двух языках, и часто выдает слова, которые я думала она не знает :) а оказывается помнит, с каждым днем я слышу новых 2-5 слов
Нашему мальчику год и 10. Ждем прорыва... пока слова использует только в самом крайнем случае.
Сейчас проходим тренинг по речи. Спасибо организаторам!
Наконец-то нашла ответ на свой вопрос как же считать слова, что считать словом. Сыну сейчас 1 г 5 м, говорит очень много, из понятного для окружающих записала уже больше 50 слов. Но оказывается и обозначение слогами тоже считается словом, тогда словарик сына перевалил за сотню
Моей дочке 1,9 почти. из понятных слов говорит только мама, папа, баба, кака (т.е какать),даже деда, тетя и дядя не осилит никак. причем недавно она стала болтать много и активно, НО совершенно не членораздельно. даже, как в статье говорится, первые слоги что то обозначающие не замечаю у нее, все жестами понимаем. Неужели нам надо обратиться к специалисту? или это нормально?
P.S. сейчас занимаемся в школе "Весенние приключения хорошей мамы".
Здравствуйте! По всей вероятности, у малышки только начался период лексического взрыва. А это значит, что с каждым днём количество слов начнёт увеличиваться. А вместе с увеличением речевой активности будет улучшаться и произношение! )))) Прочитайте, пожалуйста, вот эту мою заметку https://galka-igralka.ru/content/articles/mama-volnuetsya-raz/6-sekretov-kak-razgovorit-rebenka, думаю, некоторые из описанных секретов смогут пригодиться Вам с крохой)
Обратите внимание на то, как малышка кушает: есть ли проблемы с жеванием (например, не любит твёрдую пищу, быстро устаёт пережёвывать) просит ли покормить её с ложечки, чувствует ли, что испачкались губы (и что делает в таком случае). Возможно, при приёме пищи кусочки вываливаются изо рта, или малышка помогает себе удержать пищу во рту рукой. Если что-то из перечисленного есть, начинайте делать массаж лица и подберите несколько игр, которые улучшают подвижность артикуляционных мышц. С сайта "Галка-Игралка" подойдут игры "Тёпленькие щёчки" и "Толстенькие щёчки", "Надувайся пузырь", "Дарики-комарики")))
Анна, подскажите, пожалуйста, влияет ли отсутствие зубов на развитие речи? Моему сыну 1г10м, первый зуб вылез 3 мес.назад. К сегодняшнему дню только третий зуб растет. (У стоматолога, конечно, наблюдаемся.) Но и говорит ребенок мало. Вернее, он тот еще болтун на своем языке, но понятных слов и слогов, может, 20-30 наберется. Стоит ли сейчас обращаться к логопеду?353