Креативность — что это такое и как ее развивать?

Креативность — сегодня одно из самых популярных требований к профессионалам во всех областях, не только к дизайнерам и художникам, но и руководителям, инженерам, педагогам и т.д.  Чем сложнее и изменчивее мир, тем больше спрос на людей с гибким мышлением и нестандартным подходом к решению задач. И многих мам волнует: как же развить в ребенке способность мыслить творчески, раз от этого зависит его успешность во взрослой жизни? И в чем должна выражаться эта самая креативность? Попробуем разобраться вместе с Риммой Нуянзиной.



В школе у нас принято учить, что у каждой задачи есть единственное верное решение, а для каждого вопроса — один правильный ответ. Выучил урок — молодец, вышел за рамки, выдумал что-то свое — не порядок! Но почему-то после окончания учебы бывшие отличники, с блеском проходившие все тесты и экзамены, часто не могут найти себя в жизни, а неусидчивые троечники, наоборот, преуспевают. Оказывается, совсем не талант и не высокий уровень общего интеллекта, которые у нас так любят мерить в школах, да и в садиках уже, является предпосылкой для успешной реализации ребенка в будущем. Тогда что же?
                   
Секрет в том, способен ли человек посмотреть на ситуацию, на задачу  под разными углами, гибко реагировать на новые обстоятельства. В современном мире, где все меняется с головокружительной скоростью, именно эти способности выходят на первый план. Это можно называть по-разному: смекалка, гибкость, нестандартное мышление, креативность. Все эти качества мы понимаем для себя скорее интуитивно, а возможно ли их «пощупать» и измерить?
     
Именно это попробовал сделать американский психолог Элис Пол Торренс, разработавший один из самых популярных тестов для оценки творческих способностей. Торренс выделил 6 главных способностей, из которых складывается креативность. Давайте разберем их на примере наших игр и методики Тепляковой и посмотрим, на что стоит  обращать внимание, когда мы стремимся развить креативность  в ребенке.
               
1. Оригинальность, то есть способность выдвигать идеи, отличающиеся от стандартных, очевидных и общепринятых. Играя с малышом, например, в пирамидку, мы обычно, не задумываясь, учим только собирать ее единственным правильным способом. А оказывается, ее можно собирать и разбирать абсолютно по-разному, варить из нее суп, катать, собирать на ленточку, как бусы... Все эти идеи есть в нашей книге «30 лучших игр с пирамидкой», а сколько еще вы можете придумать вместе с малышом?

Здорово, когда мама, поиграв по нашим урокам, сама начинает на ходу выдумывать самые необычные игры и сюжеты. У ребенка с его непосредственным и не забитым стереотипами мышлением это получится не хуже!

2. Абстрактность — способность видеть суть проблемы, явления. В наших играх даже самые маленькие детки учатся абстрагироваться. Снежинки – это просто белые кружки, машина может быть просто словом, набором звуков, а может быть вообще карточкой с буквами «машина».

3. Беглость — способность быстро продуцировать большое количество идей. Это значит, что ребенок в игре решает проблему, воплощает сюжет десятками способов. Поиграть в «лошадку» – это значит поскакать как лошадка, заржать как лошадка или поцокать язычком, спеть песенку про лошадку, сделать аппликацию лошадки, слепить лошадку, а может,  просто написать слово «лошадка».

4.  Гибкость — способность переходить от одного аспекта к другому. Мы в игре переходим от одного к другому, «перетекаем» от сюжета к сюжету, находим новые связи и грани. Спели песенку про лошадку? А теперь давай-ка нарисуем травку для лошадки, дорожку для лошадки.

5. Способность сопротивляться стереотипам и оставаться  открытым новизне и разнообразию идей. В раннем возрасте развитие очень зависим от богатого взаимодействия с предметами. И в играх Галки-Игралки ребенок интуитивно учится не поддаваться стереотипам. Из кубиков можно построить крепость или гараж, это знают все. А мы предлагаем ребенку еще и выстроить из них дорожку, переложить поварешкой по одному в мамину старую сумку, а потом и пересыпать разом в коробку из под обуви. Или что дождик можно нарисовать большими каплями или мазками кисточки или черточками карандаша или вообще просто простучать пальцами по листу «кап-кап». И все это дождик. Никаких стереотипов.

6. Разработанность — способность детально продумывать идеи. В игровых занятиях по методике Тепляковой все начинается с общей идеи и постепенно с опытом сюжет раз от раза прорабатывается мамой и ребенком. Если сначала машина — это прямоугольник и 2 колеса на рисунке, то в следующий раз у машины появляются окна и пассажиры, пририсовываются колеса. А из названия рисунка мы узнаем, что это машина деда и везет его на работу, за бабой или в магазин за хлебом.

У многих мам мог возникнуть вопрос: как же развивать все эти способности в ребенке, если я сама не такая уж и креативная? Что ж, по нашему опыту мамы отлично справляются с этой задачей. Более того, когда вы начинаете активно играть и заниматься с ребенком, ваша собственная креативность выходит на новый уровень.

Дерзайте, а мы поможем! Ведь для того и существует наш проект, чтобы помогать мамам находить интересные творческие идеи для игр и учиться генерировать их самостоятельно. У вас все обязательно получится, мы в вас верим!

Римма Нуянзина
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (8)

  1. 22.01.2014 Ольга Теплякова

    Крутая статья, Рим!)))))

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

    1. 27.01.2014 Римма Нуянзина

      Спасибо, Ольга Николаевна!

      Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  2. 01.02.2014

    Очень интересная статья! Только мне кажется, что креативность развивается тогда, когда ребенок сам все это придумывает. А тут получается, ему просто дается задание, которое он просто выполнит. Разве нет?

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

    1. 02.02.2014 Полина Теплякова

      Нет, конечно:-) Мы никогда не даем просто задания. Даже наши конспекты игр- просто отправная точка, они помогают маме строить игру, но, как правило, ребенок вносит что то свое, и мама тоже, и игра (даже по Галке-Игралке) превращается в что то особенное. И мы никогда не рекомендуем следовать жестко нашим инструкциям, а также требовать выполнения задания от малыша:-)

      Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

    2. 13.02.2014 Римма Нуянзина

      Наши игры - это, скорее, задание маме, выполняя которое она организует грамотную игру для малыша. И в такой игре развивается креативность ребенка, да и мамы тоже.

      Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  3. 09.05.2014 Ирина Татарстан

    О, да!!! Если тренируются и развиваются художественные и музыкальные способности, то почему же креативность нет? А если мама некреативная (все мы разные), то креативная Галка-игралка (всегда придёт на помощь). На сайте и на страничке в контакте творчества,креативности и вдохновения неисчерпаемый источник!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

    1. 10.05.2014 Полина Теплякова

      Ира, спасибо за теплые слова! это точно, что все навыки можно улучшать- и навыки творчества тоже!

      Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  4. 25.11.2014 Ирина Миронова

    Отличная статья! Лично для себя считаю одним из важнейших достижений-именно отступление от стереотипов. Зная себя, представляю, сколько бы раз я сказала дочке "вот так с кубиками (машинками, посудкой, пирамидкой и т.д.) не надо играть, так нельзя, а вот так можно, ПРАВИЛЬНО"! Спасибо Галке, что мне удается избежать этой ошибки!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":