У истоков методики Тепляковой: Шалва Амонашвили
Вы, наверное, уже знаете, что методика раннего развития Ольги Николаевны Тепляковой возникла не на пустом месте. Ее метод учитывает опыт таких выдающихся психологов, физиологов и педагогов как супруги Никитины, Мария Монтеcсори, Марионелла Максимовна Кольцова, И.А. Аршавский, Л.С. Выготский. Легендарный педагог, академик Шалва Александрович Амонашвили тоже сильно повлиял на мировоззрение и методику раннего развития Ольги Николаевны. И мы попросили ее рассказать о своем учителе чуть подробнее.
Шалва Александрович Амонашвили — удивительный человек, советский, российский и грузинский педагог и психолог, автор множества книг об отношениях ребенка и взрослого, учителя и ученика. Он начинал обычным пионервожатым в 1952 году, смог стать великим ученым и Учителем с большой буквы для многих и продолжает свою деятельность до сих пор. Амонашвили разработал концепцию гуманной педагогики, которую непременно стоит взять на вооружение современным педагогам и родителям. Самое главное в ней — личности ученика и учителя, их взаимное уважение и доверие: «Ребенок может все, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать ее ребенку». Любить, принимать, понимать и верить в способности каждого из своих маленьких подопечных — вот к чему нужно стремиться учителю. Такой подход к обучению помогает научить ребенка мыслить, действовать самостоятельно, поощрять природную тягу к знаниям.
Шалва Александрович Амонашвили — один из великих педагогов и психологов, которые выступали в нашем родительском клубе «ПОИСК» («Пробуем, Обсуждаем , Ищем Семьей и Клубом») в 80-е годы. Всякий раз родители принимали его лекции на ура, и это совсем не случайно.
Я много читала книги Амонашвили, и в них и в самом авторе я видела то, чего не было во всей советской педагогике. Шалва Александрович ищет подход к абсолютно разным детям. Ведь в обычном школьном классе собираются малыши с неодинаковыми способностями и задатками, из разных социальных слоев. Меня поразила идея, что учитель может подойти к каждому ребенку в классе и каждому уделить внимание — неужели я тоже так могу? Одна из главных идей Амонашвили: вера в учителя как Человека, Человека с большой буквы, и она оказалась мне очень близка. Я поверила, что мне тоже это под силу.
Второе, что меня удивляет и восхищает в Шалве Александровиче — это как ему удавалось не просто выстраивать отношения с детьми, но и описывать способы общения между учителем и ребенком в своих книгах. Одно дело — сказать безотносительно ситуации: «Дети, давайте изучим цифру 3», другое — уловить, что кто-то в классе отстал, не понял, а кто-то уже ушел вперед; и в эту же секунду сориентироваться, помочь первому и не дать второму заскучать. И высший пилотаж — описать это так, чтобы читатель понял эти тонкости и захотел попробовать применить на практике.
Ну и конечно, настоящим открытием для меня были приемы, о которых пишет Амонашвили. В одной из книг рассказывается о том, как во время урока за окном повалил снег (а это было в Тбилиси, где снег идет далеко не каждый день). И учитель, увидев это, воскликнул: «Дети! Идемте посмотрим!», и весь класс столпился у окна полюбоваться на снег. А затем все вместе с учителем отправились на улицу играть в снежки посреди урока. В этой истории меня восхищает это искреннее удивление, готовность играть, нарушить установленный порядок и внести свежую струю в монотонное течение урока.
Шалва Александрович пишет о том, как важно бывает учителю время от времени просто погладить ученика по голове, приобнять, положить руку на плечо. И ребенок, обласканный, одаренный этим вниманием, намного лучше готов воспринимать материал. И сейчас я рассказываю мамам о том, как важно установить этот физический и эмоциональный контакт в играх с малышами.
Как же здорово, что у нас и сейчас есть возможность послушать Шалву Александровича Амонашвили, перенять из первых рук его мудрость и опыт. Ведь совсем скоро для нас пройдет онлайн-трансляция его семинара «Мама, папа, я: от рождения до совершеннолетия». Я очень рекомендую мамам «Галки-Игралки» не упустить эту замечательную возможность.
Ольга Теплякова, Полина Кондратюк
Ольга Теплякова, Полина Кондратюк
Вспомнила случай из первого года своей работы в школе. Урок биологии. 6 класс. Идёт обычный урок. И вдруг в стекло с огромным стуком влетает птица и камнем падает вниз. Все вздрогнули. Я машинально подбегаю к окну, чтобы просмотреть, что произошло. Дети вскакивают и делают тоже самое. Мы, ошарашенные, смотрим вниз, пытаясь понять, что случилось...и тут в кабинет входит директор.... Мне потом очень попало,что я не умею держать дисциплину... Сейчас вспоминаю этот случай с улыбкой, а тогда было очень обидно...)
Важно, чтобы стремление заинтересовать учеников, поддерживали и руководство!