Когда и как учить буквы с ребенком?
Самые распространенные вопросы о раннем чтении, который задают большинство мам: когда и как учить буквы с ребенком? Что делать, если ребенок знает слоги, но не умеет читать? Почему малышу не удается складывать буквы в слова, хотя он уже знает алфавит?
Специально для Вас мы публикуем аудио-лекцию об обучении детей чтению в игре по методике О.Н. Тепляковой! Вы можете прямо сейчас скачать ее бесплатно по этой ссылке или прочесть расшифровку аудиозаписи здесь:
"В моей методике раннего чтения, если выделить именно это направление игр из моей методики раннего развития, я не учу с детьми буквы. Предполагается, что ребенок сначала узнает какие-то моменты из быта, из сказок, из игр. Потом мы эти моменты озвучиваем при помощи слова, а уже потом пишем эти слова и фразы. В отношении звуков и букв у нас такая политика: ребенок, не знающий названия этой буквы и не знающий, что есть на белом свете буква А или звук «а», все-таки будет прочитывать слово целиком. В нашем понимании это будет не столько прочитывание, сколько узнавание этого слова.
Что такое раннее чтение? Чтение поначалу – это узнавание, что изображено в виде каких-то символов в зрительном выражении. То есть, написанное на бумаге, или на земле, или ещё где-то изображение превращается в звуки, а звуки изображают наши звучащие слова. Соответственно, наши звучащие слова изображают реальные предметы, действия, ситуации, качества и так далее. Буквы и звуки – это кусочки этого слова, значимого слова. Именно поэтому они сами по себе не интересны ребенку раннего возраста, поэтому мы и не учим их специально.
А если ребенка уже начали учить буквам?
Когда приходит мама, допустим, с трехлеткой, и он уже знает немного буквы, что тогда делать? Я с этим малышом делаю все то же самое, что и с остальными: мы обыгрываем ситуации, которые у нас есть, читаем книжки, поем песни, отхлопываем-оттопываем, выучиваем какие-то интересные стишки, потешки, сказки. Ребенок знает ситуацию и умеет обозначить это звучащим словом. После этого мы уже можем как-то изобразить и написать письменный аналог этому звучащему слову. Точно таким же образом, как и дети, которые не знают букв, с этим звучащим, так сказать, «играющим» словом знакомятся дети, которые уже успели узнать, что вот это – «зэ», а это – «а», но складывать их в слово «зайка» у них не получается.
Почему так происходит? Потому что у двухлетнего малыша, в среднем, конечно, отсутствует механизм анализа этого процесса. И просто рановато требовать от ребенка таких глубоких знаний в складывании внятного слова из невнятных компонентов – букв и звуков.
Встречаются случаи, когда ребенок нас приостанавливает и говорит: «Это «эм», а это «ка». Это такая беда, когда родители знакомят не только с названием звука («к», «а» или «м»), а называют названия букв – «эм», «ка» и так далее. В этом случае ребенок читает, допустим, слово «кошка» – «ка-о-ша-ка-а» – ничего не получается, потому что он читает не звук, а букву.
Очень рекомендую Вам посмотреть и это небольшое видео о том, как правильно прочитывать слова с ребенком.
Как читать с детьми 5-6 лет?
Что делать с детьми пяти-шести лет, которые, например, знают уже весь алфавит, но складывать буквы в слова получается плохо? Точно так же: мы и танцуем, и играем, и читаем, и поем. Но если с двухлеткой я могу перейти к рисунку и не спеша описать наши высказывания, например, «На, Зайка, морковку!», и после этого мы перейдем к карточке, то с большим ребенком мы можем дополнительно поиграть в какие-то другие фразы, по смыслу связанные с происходящим, но более разнообразные («На, Зайка, морковку!», «На, Зайка, яблоко!»). Можно написать еще что-нибудь близкое, где меняется одно слово во фразе. Таким образом мы можем заинтересовать большого ребенка в продолжении игры.
Ещё для большого ребенка можно сделать какое-то занятие в тетрадке, нарисовать этого зайку снова, уже не на листе, а в тетрадочке и также написать эту фразу. Часто пяти-шестилетние умеют писать буквы. Мы можем первую надпись сделать под рисунком, а самому ребенку предложить переписывать текст на соседней пустой страничке или предложим ему раскрашивать, обводя слова красивыми фломастерами.
Что делать с детьми пяти-шести лет, которые, например, знают уже весь алфавит, но складывать буквы в слова получается плохо? Точно так же: мы и танцуем, и играем, и читаем, и поем. Но если с двухлеткой я могу перейти к рисунку и не спеша описать наши высказывания, например, «На, Зайка, морковку!», и после этого мы перейдем к карточке, то с большим ребенком мы можем дополнительно поиграть в какие-то другие фразы, по смыслу связанные с происходящим, но более разнообразные («На, Зайка, морковку!», «На, Зайка, яблоко!»). Можно написать еще что-нибудь близкое, где меняется одно слово во фразе. Таким образом мы можем заинтересовать большого ребенка в продолжении игры.
Ещё для большого ребенка можно сделать какое-то занятие в тетрадке, нарисовать этого зайку снова, уже не на листе, а в тетрадочке и также написать эту фразу. Часто пяти-шестилетние умеют писать буквы. Мы можем первую надпись сделать под рисунком, а самому ребенку предложить переписывать текст на соседней пустой страничке или предложим ему раскрашивать, обводя слова красивыми фломастерами.
Такому ребенку можно предлагать уже более длительные занятия, потому что он не так утомляем. Например, накладывать слово, написанное на картонке, на те слова, которые написаны в тетради. Либо отрезать отдельные слова, написанные на бумажной ленточке, и наклеивать уже их пониже – будет такая же фраза, только наклеенная на светлых цветных бумажках. Ребенок как бы забывает, что он знал, что это «н», «а». Он просто так во все это играет. Но поскольку он буквы уже знает, у него довольно быстро происходит обучение чтению.
Каким образом мы можем играть в дальнейшем с нашими буквами?
Очень по-разному. Слово можно резать на разные куски. Не обязательно резать на слоги. Мы можем резать, допустим, «за»-«йка». Мы просто не сообщаем, что это слоги, а говорим, что можем любые части слова использовать для того, чтобы заново его сложить.
Очень по-разному. Слово можно резать на разные куски. Не обязательно резать на слоги. Мы можем резать, допустим, «за»-«йка». Мы просто не сообщаем, что это слоги, а говорим, что можем любые части слова использовать для того, чтобы заново его сложить.
Играя с алфавитом по-разному, мы привлекаем внимание ребенка к написанию буквы, к произнесению звуков и к разным сочетаниям, в которых может эта буква и этот звук участвовать.
Другая игра: мы опять же начинаем с того, что складываем какое-то целое слово. Мы не берём отдельные буквы и не гадаем, что бы нам такое сложить, хотя можно, конечно, и так, но это не особо хорошо. Придумываем какую-то тему, обыгрываем её. К примеру – «жучок». Побегали, пожужжали, или сделали этого жука из картона, и он ползал. Пишем на картинке, просто на кусочке бумаги, на чем угодно, крупными буквами слово «ЖУК». Потом можно с ребенком эти буквы обвести быстро, показать ему эту скорость, а потом он сам, другим фломастером обведет. Если он стесняется, вместе с ним обводим буквы второй раз тем же цветом, только не по самим буковкам, а рядышком, чтобы видны были новые полосочки. Потом можно другим цветом и так далее – хоть три раза обводи, все равно будет очень красиво, но для этого буквы должны быть крупными! Должно быть большое слово «ЖУК», которое мы можем вот так раскрасить, называя «Ж», «У», «К» – очень красиво получается!
Что ещё можно? Можно его разрезать. Когда вы слово «ЖУК», написанное на картоне, обведенное ярко, разрезали на «Ж», «У», «К», у вас, можно сказать, и получился алфавит. Не совсем, конечно, алфавит – отдельные буквы. Берем их и перемешиваем. Затем снова положили: «Ж» - «У» - «К». «Давай снова прочитаем – «ЖУК!» И читаете снова слитно, нараспев: «Ж-У-У-У-К!» Мы не говорим: «Вот «Ж», а вот «У» – что получилось?» Мы сами читаем, просто читаем и показываем ребенку, что это здорово, интересно и очень легко.
Что ещё можно? Можно его разрезать. Когда вы слово «ЖУК», написанное на картоне, обведенное ярко, разрезали на «Ж», «У», «К», у вас, можно сказать, и получился алфавит. Не совсем, конечно, алфавит – отдельные буквы. Берем их и перемешиваем. Затем снова положили: «Ж» - «У» - «К». «Давай снова прочитаем – «ЖУК!» И читаете снова слитно, нараспев: «Ж-У-У-У-К!» Мы не говорим: «Вот «Ж», а вот «У» – что получилось?» Мы сами читаем, просто читаем и показываем ребенку, что это здорово, интересно и очень легко.
Для игр берем знакомые слова, которые участвовали в наших играх, сказках, рисунках – в чем угодно. Тогда ребенок их помнит и знает. Тем более, если он большой, имеет какой-то опыт произнесения самых разных звуков и знает названия букв. Тут ещё раз говорю: сложнее всего, когда ребенок научен названиям букв «Аз», «Буки», «Веди», «Глаголь», «Добро» – это очень, очень сложно происходит! Поэтому легче, если мы просто называем звук и букву, надписывая одновременно это слово.
Таким образом, мы приходим к тому, что алфавит нам нужен, но не сию минуту. Главное, играйте со своими малышами! Играйте с удовольствием!"
Ольга Теплякова
Будем рады Вашим комментариям: полезна ли для Вас эта статья и лекция? Что стало для Вас новым, удалось ли попробовать приемы из нашей методики раннего чтения? Удается ли Вам играть, а не обучать и стимулировать развитие малыша?
И конечно, мы будем очень рады видеть Вас на нашем онлайн тренинге по чтению по методике Тепляковой»!