Как лепить с малышом: разбираемся в основах

Как лепить с малышом раннего возраста? Что лепить? Какой сюжет можно использовать для лепки? Когда можно давать пластилин в руки ребенку? Эти и многие другие вопросы задают нам мамы каждый день. Разобраться поможет Полина Теплякова, опытный психолог и сооснователь проекта.

Здравствуйте! Сегодня я хотела пообщаться с вами, как лепить с малышом маленького возраста. Прежде чем перейти к обсуждению приемов и ошибок, я бы хотела поговорить по материалу. Сейчас очень много видов пластилина на рынке. Вам нужен просто мягкий пластилин, который не размазывается. Я использую марку «Луч». Ольге Николаевне Тепляковой нравится "Кох-и-Нор". Вам нужно просто прийти в магазин, потрогать пластилин и найти свой. Не нужно брать пластилин неоновых оттенков или с блестками, пусть это будут просто яркие цвета, достаточно естественные. Мы по игре используем не сразу весь пластилин. Остальной пластилин лежит в сторонке для того, чтобы Вы могли в рамках совместного сюжета его достать. Если вся коробочка будет на столе, это будет отвлекать. Еще для надписи Вам понадобится картонки, ножницы, фломастеры.

Что же лучше лепить на первых порах? Конечно же, чтобы ребенок заинтересовался, это должен быть сюжет, который лежит в рамках его опыта и его увлекает. С детками, которым еще нет 10 месяцев, или которые ранее не лепили, мы начинаем с самых простых сюжетов. К примеру, малышу очень нравится кот. С маленьким ребенком Вы можете слепить рыбку или колбаску для кота в технике барельеф или просто рыбку. А с ребенком постарше вместе взяться за самого кота. То есть в рамках одного сюжета всегда можно предложить ребенку простые варианты и более усложненные. Или когда вы играете с ребенком, и подключился старший. Он может целое семейство котов слепить, у него будут и котятки, и молочко, и мышка, и игрушка. Вариантов очень много, но в любом случае я прошу Вас не переоценивать уровень подготовки и объем опыта работы с пластилином, который есть у Вашего ребенка. Лучше начать с простого, которое дарит чувство уверенности и комфорта, что я это могу. Усложнить дети всегда сами смогут. Если ребенок готов, он Вам сам предложит. 

Еще важный момент. Не рассчитывайте, что ребенок сразу освоит то, что Вы ему показываете. В лепке, как нигде больше, важно использовать прием "из руки в руку", даже с большими детьми, но делать это нужно мягко. Мы сидим рядом, лучше держать малыша на коленях. Если ребенок привык к тому, что Вы можете помогать, сажаете ребенка на колени и сначала Вы ему показываете, как делать один или два элемента. Потом делаете вместе. Не рассчитывайте, что у ребенка сразу все получится. Для этого у ребенка должен быть большой опыт взаимодействия с этим материалом. Естественно с самыми маленькими (до 14 месяцев) мы все делаем вместе.

Лепить можно с 10-11 месяцев. Для этого должен быть другой опыт большой игры с предметами (опыт хватания предметов), с крупной моторикой, пение, первые попытки рисовать кисточкой, чтобы ребенок был обязательно знаком с ситуацией совместной работы с мамой за столом. Это важно для самых маленьких и для детей постарше. Не бегите к лепке, если Вы до этого не так много танцевали, пели, играли с предметами, рисовали. Не спешите, еще успеете. Этот вид деятельности можно отложить на более поздний период. Моторика руки должна быть готова. Развиваем мы ее через развитие крупной моторики, через хватательные игры с предметами, через художества другого характера и потом потихоньку переходим. Если мама играет с нами с 4-5 месяцев, можно попробовать полепить и с маленьким ребенком.

Конечно, в игре с младенцем нужно быть предельно внимательным, потому что ребенок потащит в рот. Надо предупреждать и не давать такой возможности. Мы мягко отстраняем ребенка и говорим, что это не нужно делать. С маленькими детьми мы стараемся лепить в техники барельефа, когда на лист мы налепляем объект. Еще можно вдвоем катать шарик. Мама накрывает своей рукой шарик, и они раскатывают. Это не просто шарик, а ягодка, или колобок катится. Важно, чтобы вся лепка укладывалась в минуту максимум. Объем внимания небольшой, деятельность лепки непростая для моторики, очень важно здесь сокращать объем работ. Это важно и с детьми старше. Если у Вас ребенок лепит 3 мин, не надо говорить, что он неусидчивый. Ребенку важно сейчас двигаться, это серьезно влияет на его интеллект. Игра может и зачастую должна быть короткой. Усидчивыми Вы сможете стать в школе, сейчас мы этого от малышей не требуем.

Очень важно правильно объяснять, что мы делаем. Важно проговаривать, не думайте, что ребенку интуитивно понятно, что Вы делаете.  Проговариваете: "Вот это мы катаем вот так". При лепке не называете, что Вы лепите колбаску, Вы лепите хвост. В играх важен сюжет, Вы лепите не колбаску и шарик. Можно говорить, что Вы из шарика сделали голову, но не говорите все время, что Вы лепите шарики. Мы лепим осмысленный, пусть и очень простой образ, такой как ягодки, пирожки, пельмени, футбольный мяч и т.д.

Про надписи. Они очень желательны, они закрепляют авторство и образ. В надписях не обязательно сопоставлять объект и надпись. Например, сюжет "Уточка на озере". Не обязательно лепить надпись «озеро» на озеро, а «уточка» на уточку, мы можем написать «Уточка плывет». Многие действия Вы все равно не сопоставите, куда Вы налепите слово красивый или вкусный? Вполне допустима надпись «Ах, как хорошо». Наши надписи могут быть гораздо богаче, чем просто названия - это трава, это заяц. Та же трава может шелестеть, шуметь, зеленая травка и т.д. Это повод разнообразить словарный запас ребенка.

Но основные правила действуют. Надписи мы делаем печатными буквами, чтобы ребенок мог их прочитать. Делаем одного цвета, не выделяя гласные и согласные, потому что сейчас в этом нет необходимости. Надписи делаем на отдельных карточках. Надписи должны быть короткими (2-3 слова). В лепке можно и одно, потому что слово зачастую может быть и предложением. Очень желательно указывать авторство. Для лепки рекомендую выделить отдельную полочку и сделать временную выставку. Долго они там не простоят. Можно сфотографировать, сделать альбом. Дети спокойно относятся к тому, что вы ее через некоторые время вместе отравляете в утиль, соединяя по новой.

Какие бывают сложности?

Бывает сама мама не готова, боится начать, или ребенок просто держит пластилин. В таком случае, мы сами не медлим и начинаем лепить зайца или кота. У ребенка остается его кусочек пластилина, только следите, чтобы он не отправил его в рот. Не старайтесь забрать, а помогайте и направляйте его: "А что это такое у тебя? Желтый пластилин? Это зернышки у тебя?" Если ребенок забрал красный пластилин, сделайте вместо клубники чернику. Бывает так, что мама сама взяла слишком большой или маленький кусок пластилина. Небольшие потери внимания истощают объем внимания ребенка. Всегда можно приспособить то, что делает ребенок, просто скорректировав сюжет. Например, он отщипнул слишком маленькие кусочки – пусть это будет озеро с цветами для уточки или зернышки для нее. Или это каша для собачки. Небольшие ошибки можно использовать, как повод адаптировать сюжет.

Еще есть проблема, что ребенок настолько увлекается, что его не оттащить от лепки или он устает и начинает раскидывать пластилин, и вся лепка испорчена. Очень важно смотреть - это ребенок устал или увлекся.

Чтобы ребенок не уставал:

1) не давайте слишком сложных сюжетов, мамин перфекционизм приводит к тому, что перед ребенком ставятся слишком сложные задачи, из-за этого затягивается время воплощения сюжета, и нет завершенности. Поэтому изначально мы упрощаем сюжеты и смотрим момент утомления, быстро несем работу на выставку.

2) еще не хватает детям ритуала завершения. Можно позвать игрушку и сказать: "Посмотри, как мы слепили" и отнести на выставку.

3) не хватает опыта игры. Можно отложить лепку и сконцентрироваться на других видах деятельности, можно упростить сюжет (самое оптимальное).

Если ребенок увлекся и хочет лепить еще и еще, нужно быть рядом и поймать момент, когда он устанет, потому что детям сложно оценивать свое состояние. И попробовать плавно завершить. Эмоциональная система и система саморегуляции у маленьких детей не совершенна. Вы для него эмоциональный учитель.

У многих мам есть стремление сделать красивую и ровную поделку, которое взялось из школы или садика. Когда есть некий стандарт искусства, хочется, чтобы все было идеально. Не воспринимайте лепку с ребенком, как возможность сделать красивую поделку, потому что здесь стандарты школы ещё не работают. Нам важно, чтобы ребенок прочувствовал стандарт игры и ему это нравилось. Поэтому жесткой ориентации на результат не может быть. Скульптурный образ – это часть игры, который мы проговариваем, подписываем. И не нужно, чтобы все было ровно. Даже если не сильно похоже на зайца, если Вы решили, что это заяц, значит это заяц. Улучшить Вы всегда успеете. Эстетическая красота будет потом, когда будет большой опыт совместной лепки. В начале не должно быть завышенных стандартов качества. Лучше сделать с 60% уровнем качества, но сделать, чем не сделать со 100% уровнем.

Техники лепки для самых маленьких.

1) Мы начинаем с барельефной техники, когда мы налепляем на лист. Это шарик или та же колбаска, которую мы катаем. Ручки самых маленьких более менее к этому готовы, если мама до этого играла.

2) Лепка между ладошек посложнее, и маме надо помогать. Сначала мама на себе показывает, потом мы делаем с ребенком вдвоем и только потом (в следующие игры) мы пробуем делать вместе и делает ребенок. В лепке прием "из руки в руку" более спокойно воспринимается детьми, потому что процесс сложный.

3) Простые приемы, когда мы лепим корзинку и расплющиваем. Сложные приемы, такие как спирали и завитки – реально сложные. К ним надо переходить, когда вы умеете делать простые приемы.

У нас не стоит задача сделать поделку, а задача превратить лепку в сюжетную игру. Надо обязательно включать фантазию.  Пример, мама с ребенком 10 лет и ребенком  1 год. Со старшим они делали пластилиновый мультик. Можно сделать книжку из ваших пластилиновых картинок. Для самых маленьких берите сюжеты, которые лежат в рамках Вашего опыта. Например, папа любит играть в баскетбол. Слепите баскетбольный мяч. У вас есть робот-пылесос, слепите его. Если ребенок любит свинку, слепите ее. Или любимого героя мультика. Вы старайтесь подходить небанально к выбору сюжета и Вас саму это разыграет.

Помните, что Вы создаете историю, сказку! Успехов Вам и хорошего настроения!

Полина Теплякова

Если у Вас появляется много вопросов и сложностей в лепке с малышом, приходите на наш базовый тренинг "Играем и творим". Под чутким руководством педагога Вы найдете для себя приемы и хитрости, которые помогут. Зачастую очень непросто начать лепку с малышом. Но если мама правильно выберет сюжет и оценит силы ребенка, то все обязательно получится. 

Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (1)

  1. 09.02.2016

    Много нового и интересного. С ребенком играем с рождения, А пластилин боялась давать сама. Не знала как построить занятие, сколько по времени и с какого возраста. Нашла все ответы. Огромное спасибо.

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":