Веселая артикуляционная гимнастика: развиваем губы и язычок

Хотите, чтобы ребенок разговаривал чисто, вовремя освоил даже самые сложные звуки — [р], [с], [ш]? Артикуляционная гимнастика поможет вам в этом! Эксперт нашей школы развития речи, логопед-дефектолог с многолетним опытом работы Анна Маковей предлагает вам с малышом немного поиграть и потренировать губки и язычок. А чтобы делать упражнения было еще проще, мы подготовили наглядные фото.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности мышц губ и языка

Чтобы малыш правильно произносил все звуки, необходимо развивать подвижность мышц губ и язычка. Упражнения помогут в постановке поздних звуков [с, з, ц, ш, ж, ч, р, л] и их мягких пар и улучшат, уточнят произношение звуков раннего и среднего периода появления (гласных, [б-п-м], [т-д], [в-ф], [к-г-х] и их мягких пар).

Попробуйте вместе с малышом освоить в игре основные положения и движения язычка и губ. Они станут отличной основой для улучшения произношения.

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

Чтобы научить кроху делать улыбку, попробуйте изобразить лошадку, как в игре «Травка для лошадки» (игра есть в нашей бесплатной подборке, чтобы посмотреть ее, нужно зарегистрироваться). Только цоканье языком замените на протяжный звук «Иииииииии». Покажите малышу, как Вы это делаете! Улыбнитесь без напряжения, чтобы видны были верхние и нижние зубы и произнесите звук [и] несколько секунд.

Вариант «Улыбки» — «Оскал». Покажите зубки так, будто рычит собачка. Несколько секунд произносите при этом: «Ыыыыыыыы».



2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

Научить этому помогут все игры с поддуванием. Например, можно изобразить ветер, вырезать несколько «снежинок» из бумаге, положить их на ладошку и сдуть. Следите за тем, чтобы губки при этом вытягивались «хоботком» вперед.



Подключите звукоподражания: «Самолет летит! У-у-у! Полетели! У-у-у!». Это сделает игру интереснее и привлекательней для малыша. Для развития подвижности губ тоже можно поиграть в «Лошадку» — сомкните губы и вытяните их немного вперед. Теперь подуйте так, чтобы губы завибрировали. Теперь сделайте это с голосом! Очень весело, правда?

3. Чередование положения губ «улыбка» — «трубочка».

Если малыш маленький, и первые 3 движения совсем-совсем не получаются, можно применить прием пассивной артикуяционной гимнастики. Своими пальцами осторожно и нежно растяните уголки губ малыша — улыбка, затем приблизьте их — трубочка.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

«Ротик, как окошко, открывается и закрывается! Открыли окошко, закрыли окошко, открыли окошко, закрыли окошко».



Варианты:
  • Если открывать рот произвольно не получается, можно использовать следующий прием: роняем голову вниз — рот открывается, запрокидываем — закрывается.
  • Если у малыша есть ограничения подвижности, и сам он этого сделать не может — помогаем! Опускаем нижнюю челюсть рукой и сами же закрываем ротик — тыльной стороной ладони слегка поддавливаем на подбородок снизу-вверх. Затем переходим к пассивно-активному упражнению с опусканием и запрокидыванием головы (см. предыдущее).
5. Язык широкий.

Для освоения этого навыка используем «Веселую песенку». «Язычок выглянул в окошко и запел песенку!» Положите свой язык на нижнюю губу и пошлепайте его губами. Сначала со звукам «пя-пя-пя», затем «бя-бя-бя» и «мя-мя-мя». Можете петь песенку на знакомый мотив — так интереснее и веселее. Обратите внимание малыша на то, что язычок стал плоский, как лепешка!



Варианты:
  • Если у крохи сильно текут слюни — не выполняйте упражнение слишком длительно. «Пя-пя-пя» — спрятали язычок, сглотнули; «бя-бя-бя» — сглотнули, и так далее )
  • Также можно поиграть «Сладкоежку»: на широкий язычок кладем что-нибудь вкусное — витаминку или сладкую крошку печенья, малюсенький кусочек яблока или сыра — просим занести в ротик и не уронить. И облизываем «усы» — широким язычком стараемся облизать верхнюю губку – можно помазать ее чем-нибудь вкусным – фруктовым пюре, медом или вареньем.


6. Язык узкий.

Сделать язычок узким помогают «Жало» (можете встретить то же упражнение, но с другим названием — «Иголочка») и «Часики». Попросите крошку потянуться язычком вперед, как можно дальше: «Вот! Как у змейки язычок! Показала змейка язычок — спрятала. Показала — спрятала. Вот какая змейка!». Когда язычок научится быть узким покажите как можно поболтать им из стороны в сторону — «У язычка часики есть, вот как тикают: Тик (язык дотрагивается до правого уголка рта) так (до левого)».



Если у крохи короткая подъязычная связка, поощряйте все попытки высунуть язык как можно дальше – это растягивает уздечку, делает ее более эластичной.

Варианты:
  • Если не получается, то можете пальчиком дотрагиваться до того места, куда должен переместиться язычок (см. фото)
  • Если получается — попробуйте поболтать язычком из стороны в сторону уже в ротике. Можно попросить малыша «Давай почистим зубки язычком». Попробуйте почистить изнутри сначала нижние зубки, а потом — верхние.

7. Чередование широкого и узкого языка.

Это движение ( и любое другое подобного вида) необходимо для улучшения переключения с одной артикуляционной позы на другую. И очень важно для правильного произношения звуков в словах. Поиграйте в игру на внимание: «Я говорю, а ты делаешь: лепешка-иголочка, лепешка-иголочка». Пусть малыш тоже покомандует Вами! Это очень весело и повышает интерес к игре.

8. Подъем языка за верхние зубы.

Это движение необходимо освоить для произношения звуков, требующих подъема языка вверх [т, д, н, р, л, ж, ц], а также для растяжения подъязычной связки, если она коротковата.

Для освоения этого упражнения пробуем цокать язычком, как лошадка. Звук должен получаться чистым, звонким, без хлюпания («хлюпающий» звук выходит тогда, когда «присасывается» к небу не кончик, а спинка языка — его средняя часть). Получается? Очень здорово! Покажите крохе, как «присосать» язычок к небу – язык поднялся к верхним зубкам и там... прилип! «Грибочек вырос! Получается грибочек! Не отрывая языка от неба плавно опустите челюсть вниз, затем поднимите ее наверх – «Гармошка».

Когда язычок уже хорошо поднимается вверх, поиграйте в «Моторчик» и «Звоночек». Поможет в этом машинка или самолетик (прямо бумажный можно сделать): «Заводим машину: «т-т-т-т» (широкий язычок поколачивает по твердому небу за зубами). Все!!!! Поехала! «Д-д-д-д» (то же движение языка, но уже с голосом).

9. Чередование движений языка вверх и вниз.

Это движение необходимо для улучшения переключения с одной артикуляционной позы на другую. Очень важно для правильного произношения звуков в словах. «Язычок на качельках очень любит качаться! Высоко раскачивается! Вверх летит — вниз опускается. вверх и вниз!» Хорошо помогает стихотворение из игры «Раскачалися качели».

Раскачалися качели,
Выше неба полетели!
Вверх-вниз,
Вверх-вниз,
Крепче язычок держись!

10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его вглубь рта и приближать к передним нижним резцам.

Играем с язычком в прятки: «Cпрятали (отодвигаем в глубину рта) — показали (выдвигаем вперед, к нижним зубкам), спрятали — показали! Вот как хорошо язычок в прятки играет!»

На что стоит обратить внимание, чтобы артикуляционная гимнастика пошла на пользу?

1. С малышами до 4 лет все упражнения выполняем по подражанию и в игровой форме! Придумайте веселую сказку о Язычке, нарисуйте или сделайте из цветной бумаги героев (может получиться очень интересная книжка-самоделка), и крошка сам будет просить гимнастику!

2. Сначала потренируйтесь выполнять упражнение сами, чтобы Ваши движения были уверенными и четкими.

3. Малыши еще не умеют контролировать движения язычка и губ, поэтому играйте перед зеркалом, например, после умывания в ванной или присев рядом с зеркалом в комнате. Так крошка будет видеть не только Вашу артикуляцию, но и свою.

4. Не делайте все упражнения сразу! Достаточно 1-2 упражнений за 1 игру. Длительность занятия тоже небольшая – 1-2 минутки и переходите к другим затеям. Так малыш не устанет и сохранит интерес к упражнениям.

5. Не ждите быстрых результатов. Кроха может сразу повторить за Вами все движения губ и языка, а может и нет. Не стоит нервничать и переживать. Это – нормально. Нам для освоения нового движения тоже требуется время. Вспомните, как Вы учились кататься на коньках или плавать.. Сразу все получилось? =)

6. Артикуляционные упражнения развивают мышцы. Поэтому для достижения хорошего результата нужны регулярные «тренировки» — делайте по 1 упражнению, но по возможности чаще.

Приятных игр!

Анна Маковей

Этот материал был подготовлен для «Онлайн-тренинга по развитию речи по методике Тепляковой». Приходите на новый поток школы – и вы узнаете ещё больше фишек, как разговорить вашу крошку.
[р], [с], [ш]
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (1)

  1. 02.02.2015

    Очень интересно. Спасибо большое.

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":