Воспитание «по компасу»

Все дети как дети, а мой такой застенчивый. Или сорванец. Или всё время витает в облаках. Слишком громкий или слишком тихий. Или... Даже самую мудрую маму время от времени посещают подобные мысли. Так стоит ли сравнивать и пытаться переделать? Попробуем разобраться вместе с Екатериной Корчагиной.


Интересно, а среди нас есть садоводы? А любители собак? Ну уж стирать-то точно все умеют? Тогда, наверное, для вас не станет новостью, что клубнику и кактусы не вырастишь в одних и тех же условиях, болонку и ротвейлера не стоит воспитывать одинаково, а джинсы и кашемировый свитер нужно стирать по-разному. А ребенок? Неужели маленькая личность проще породистой собаки или дорогой одежды?

Маленький профессор
В одной семье знакомых мне встретился удивительный малыш. В свои 4 года он был просто сверхлогичен. И даже если общая картина мира была по-детски сложена не совсем верно, во всех его рассуждениях можно было четко проследить «потому, что...», «для того, чтобы...» и так далее. Он сам складывал свои игрушки и всегда сообщал маме, если испачкал одежду, и тут же просил выдать чистую. А на вопрос «Тебе нравятся книжки?» (сам он пока не читал, но регулярно просил маму) отвечал примерно следующее: «Книжки нужно читать, чтобы стать умным, чтобы учиться в университете и работать директором». Воспитание? Конечно, не без этого. Но его родители были представителями рабочих профессий и уделяли время его развитию, насколько позволял график. Я назову его «северным ребенком», а почему, поясню позднее.

Малыш с советских открыток
Полной противоположностью ему будет ребенок «южный». Кругленький, кучерявенький, немного плаксивый и очень ласковый. Он здоровается со всеми соседями и даже с дворовыми собаками, любит посидеть на ручках и всегда спрашивает у мамы разрешения. Такой малыш очень «удобен» для родителей. А еще у него есть потрясающий дар — легко находить собеседника. Это может быть старушка соседка или папин коллега по работе или даже случайный прохожий. Он нравится всем. А еще он очень любит вкусно покушать и часто имеет множество не поощряемых педиатрами «округлостей».

Плохое воспитание или хороший «Запад»
Так уж сложилось, что моя двухлетняя дочка — «Запад». Пока это выражено не так ярко, но даже сейчас она пытается руководить родителями. Например, когда мы садимся завтракать, показывает мне и мужу, на каких стульях кто будет сидеть. В яслях умудряется «построить» даже детей постарше. И очень серьезно ругает кота за то, что он развалился на «ее» диване, а кукол за то, что не хотят ложиться спать. Сейчас мы с мужем чаще всего умиляемся, но уже понимаем, что отношения родитель-ребенок нам будет выстроить непросто. Ведь в дочке изначально заложена роль лидера, и авторитет у таких детей еще нужно заслужить. Но если уж они признали кого-то, скорее всего, будут слушаться беспрекословно.

Ветер в голове
В этой головушке – сотни фантазий, бесконечных идей на разные темы, почемучек и много другого. Купили такому ребенку дорогую машинку, а он ее разобрал за 2 минуты и носится по огороду верхом на швабре. И правильно, машинка-то у него была игрушечной, а «конь» живой – он так придумал. У «восточного» ребенка удивительно свойство теряться в пространстве (ведь мир такой интересный!), интересоваться сразу и всем и выдавать идеи, достойные лучших писателей-фантастов. А воспитатели и учителя часто ругают юного мечтателя за рассеянное внимание. Ну что вы, какая математика? Он в своих фантазиях уже давно спутники конструирует и второй раз на луну собирается.

Узнали своего ребенка? Мне кажется, не совсем или только наполовину. А все потому, что в вашем ребенке, да и в вас самих живут все 4 направления. Как у радиоприемника на 4 антенны. Первая – основная, самая выраженная, антенна самой личности. Вторая чуть слабее, но тоже очень явная, это метод, которым человек взаимодействует с окружающими. Третья уже слабенькая, но почему то очень нам самим нравится. Именно ее мы показываем кому-то, когда заинтересованы в расположении. «Вот я когда в тебя влюбилась, ты другой был». Все верно, тогда он показывал свою третью антенну. А когда заслужил расположение, притворяться больше не нужно, и в работе снова первая, основная. Четвертая - болевая. Кажется, тронь ее неосторожно и обидишь на всю жизнь и пошатнешь самооценку.

Несколько десятилетий назад эту систему разработали Тамара и Анатолий Панченко и назвали эниостилем. Я для себя как мама вынесла из нее главную мысль: люди разные! И не стоит пытаться воспитать ребенка гениального во всех сферах. Будете настойчиво пытаться развить слабые функции – они подтянутся, но сильными не станут. А вот энергию, которая предназначалась для ведущих, изрядно истощат. В итоге ни здесь, ни там. Вроде и медалист, а в жизни не успешен.

Если у вас дочка с сильными функциями запада и севера, не пытайтесь сделать из нее кисейную барышню. Она лидер и логик, станет прекрасным руководителем или политиком. И не переживайте, будет у нее семья, но только когда она сама решит. Неблагодарное занятие – пытаться переделать сына с южными и восточными функциями. Вы можете бесконечно гонять его по секциям единоборств и тренировать лидерские качества, но ему это будет не в радость. Дайте развитие его сильным сторонам, и из него вырастет гениальный психолог, шеф-повар, или дипломат. Поэтому так важно понять индивидуальность вашего малыша, принять ее, несмотря на стереотипы общества.

Екатерина Корчагина

Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (1)

  1. 16.04.2014 Ирина Татарстан

    Ох, да!!!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":