Как хвалить ребенка?
Правильная похвала для ребенка — какой она должна быть? Стоит ли использовать слова вроде «умница», «молодец» или хвалить нужно только за поступки? Эти вопросы нам часто задают мамы, и недавно об этом спросила участница Базовой школы Наталья Николенко. Действительно, когда бабушка советует одно, муж — другое, а психолог в книжке — третье, маме не так-то просто найти верную линию поведения. Даже у нас в Галке разгорелась дискуссия на эту тему. Предлагаем вам познакомиться с мнением Полины Тепляковой, психолога и педагога, играющего по методике О.Н.Тепляковой уже больше 12 лет.
Как же правильно хвалить малыша? Можно сказать, что этот вопрос входит в ТОП 5 вопросов наших мам. И ведь правда, похвала — очень мощный инструмент воспитания и развития любого человека, и маленького, и большого.
В наших играх Вы часто встретите рекомендации такого рода: похлопайте в ладоши, порадуйтесь результату, отнесите работу на выставку! Можно сказать, что методика Тепляковой в какой-то степени переняла западный подход. Мы действительно ценим труд детей и их мам, в игре мы никогда не критикуем малыша и фактически направляем его поведение при помощи похвалы. И детки, с которыми играют по этой методике, действительно имеют высокую и при этом адекватную самооценку.
Некоторые психологи заявляют, что детей хвалить не стоит, и такие внешние стимулы вредят развитию личности. Испугались? Не волнуйтесь, мы уверены, что Вы хвалите ребенка не зря! Ведь малыш раннего возраста очень чувствителен к одобрению мамы и папы (да и других близких тоже). Маленький творец и ученый искренне рад, когда его достижениями восхищаются взрослые. Именно благодаря похвале ребенок узнает, что именно такое поведение приемлемо и нужно. Потихоньку из такой «зависимой» от взрослых оценки своих действий вырастает позитивное отношение ребенка к своему труду. Однако здесь есть свои важные моменты.
Я люблю тебя таким, какой ты есть
Конечно, мама, в первую очередь, должна осознать и полностью принять ребенка как он есть. Многим из Вас такой совет покажется банальным — какая же мама не любит своего малыша? Но и здесь у мам нередко возникают трудности. И ответственной маме, маме-отличнице по жизни, может быть несколько сложнее справиться со своими ожиданиями от деятельности ребенка. Бывает, что в играх такая мама хочет обязательно добиться определенного результата, иногда она может довлеть над ребенком, несколько жестко поправлять его. Или бывает, что мама, искренне переживая за развитие малыша, сравнивает его с другими детками «на площадке».
Сегодня, когда многие родители увлечены ранним развитием, мамам приходится совсем непросто: и обучать надо, и похвастаться успехами хочется… Попробуйте сказать себе «стоп». Вы хорошая и Ваш малыш хороший — априори, просто так, вне зависимости от того, рисуете вы или нет, говорит ваш ребенок больше 20 слов или меньше. Просто потому что вы есть друг у друга и очень-очень сильно любите друг друга. Почаще выражайте свою любовь, помните, как важно иногда просто приласкать и обнять малыша! 4 объятия в день положены каждому члену семьи, этот рецепт Юлии Борисовны Гиппенрейтер работает.
Хвалим действие, старание и результат ребенка
Ну конечно же, Ваш малыш самый лучший! Поверьте, мы говорим Вам это совершенно искренне! Но все же в играх с ребенком стоит делать акцент не на оценку его личных качеств: «Ты у меня такой умный! Ты мой маленький вундеркинд! Ты гений!» Ведь рано или поздно ребенок столкнется с тем, что, несмотря на его ум, не все задачки ему по силам! Или другой взрослый не сочтет его гениальным. Да и вообще, что это значит — умный? А если ребенок пока не смог посчитать до 3, получается, он недостаточно умный?
Очень яркое исследование на эту тему проводила Кэрол Дуэк, автор книги «Гибкое сознание». Как оказалось, уже в 4 летнем возрасте дети, которые давали себе оценку «Я умный», избегали сложной задачи (им нужно было собрать более трудный пазл). Кэрол назвала такую оценку установкой на данность. Дети просто боялись ошибиться. Вот что они говорили исследователю: «Дети, которые родились умными, не делают ошибок».
А вот если мы скажем: «Это здорово у тебя получилось! Ты правильно сделал! Замечательно! Красивая картина!», мы покажем малышу, что нам нравится именно его результат и действие. Такое наше поведение — когда мы хвалим конкретные действия и плоды труда: получившуюся ягоду, всю картину, точность в счете, а не просто человека — гораздо лучше обучает ребенка. Ведь так он осознает: «Ага, вот я делаю это, и мама радуется, хвалит меня. И если я ошибусь, ничего страшного, я не перестану быть умным или любимым, нужно просто постараться». Ребенок начинает позитивно оценивать свои усилия и умения. И в будущем такая установка поможет ему быть смелым в решение сложных проблем и задач.
Так что же, теперь совсем не говорить в игре, что ребенок молодец и умничка? Если хочется, конечно, скажите! И не забывайте обниматься почаще и говорить друг другу просто так, без всяких достижений: «Ты у меня самый лучший! Я тебя люблю!»
Полина Теплякова
Полина Теплякова
Спасибо за статью, очень интересно.
У меня ребенок в последнее время сам себя хвалит (гладит по голове).Как на это реагировать?
надежда
Надежда, как мило:-) Думаю, все хорошо. Реагируйте спокойно, с юмором.Я иногда по секрету сама прихожу к мужу и говорю- а Поля то сегодня- вот что сделала:-) Любить себя, хвалить - это хороший навк. И гладить себя - приятно. Думаю, Ваш ребенок сейчас осознает свое тело и ему просто приятно погладить себя:-)
а еще мы в шутку подражаем этому хомяку http://www.youtube.com/watch?v=6PKy56jwMgQ
У нас тоже такое было где-то в 2 года) Потом прошло. Просто бабушка гладила по голове Тему, когда он делал что-то хорошо. И вскоре он стал сам себя гладить после какого-то полезного дела. Сейчас уже прошло, скорее всего, просто перешло внутрь))) Во внутреннюю похвалу, как говорят специалисты: "интериоризировалось"
Большое спасибо за понятную, доходчивую статью. Теперь у меня в голове более-менее сложилось.
Про гладить по голове: наша Катя (1 и2) не сама себя гладит, а берет мою руку и к себе на головку тянет. Причем это может быть как в хорошей ситуации "как Катя хорошо суп сама ест", так и когда я что-то от нее требую "хватит прыгать, давай спать". Это нормально?
Наташа, ну конечно, нормально- девочке хочется Вашего внимания. Если Вам очень не хочется ее гладить, когда она прыгает и балуется- то не гладьте, конечно, что ж себя заставлять. Но по моему опыту, в группе с малышами- они даже лучше реагируют, когда я приобнимаю и говорю- что хватит скакать, ребята. Так что ласка не помешает никогда.
Ольга Николаевна, спасибо за ответ. Катю я готова гладить сколько угодно:)и обнимать:)
Если она балуется, капризничает и при этом тянет мою руку на голову, я ее всегда глажу, только говорю,напр.:"Да, Катя хорошая девочка, поэтому хватит прыгать, давай спать".
Спасибо большое за статью)))
А еще, мне кажется, для детей, да и не только для них, имеет положительное значение дальнейший результат их деятельности. Ну, например, в Вашем же примере "Как здорово у тебя получилось что-либо" можно продолжить и придумать самой или еще лучше с малышом, что дальше можно сделать с этим самым "здорово", как бы открывать перспективы, горизонты: "Какая красивая картина, мы можем ее повесить/подарить/дорисовать парную картину/придумать историю о герое картины/и т.д."
Да, и это тоже верно! А из "Молодец" сюжета не вытянешь:-)