Первый год — он трудный самый? Советы мам о развитии ребенка первых месяцев жизни

Я начинающая мама и еще пока ничего не знаю о раннем развитии и не знаю, с чего начать. Но мне очень хочется, чтобы мой малыш развивался правильно и гармонично, чтобы он не отставал в развитии. Расскажите, на что обратить внимание, что именно важно развивать в данном возрасте? С такими вопросами к нам часто обращаются родители малышей до года. Чтобы лучше понять их потребности, мы провели опрос среди подписчиц «Галки-Игралки» и выяснили, с какими трудностями они чаще всего сталкивались в первый год жизни ребенка. А мамы, которым удалось наладить регулярные занятия с малышом, поделились своими ноу-хау.



У вас в доме появилось маленькое чудо, и вы уже успели немного привыкнуть друг к другу, более-менее разобраться с вопросами ухода, а что же дальше? Как общаться и играть с таким крохой, как его развивать? Современные мамы уже с первых недель и месяцев начинают задумываться о раннем развитии младенца. Но первый год несет очень много нового и непривычного, новых тревог и забот. Информации море, но молодой маме зачастую некогда ее искать и изучать. Поэтому наладить регулярные занятия получается далеко не у всех мам (примерно у  половины по данным опроса «Галки-Игралки»).

Вот самые популярные препятствия, мешавшие регулярно заниматься с малышом в первый год, о которых писали мамы.

1. Недостаток уверенности у молодой и неопытной мамы.
Новоиспеченной маме, как правило, нужно немало времени, чтобы набраться уверенности в новой роли. Все ли я делаю правильно? Нормально ли развивается мой малыш? Все ли я делаю для его развития? Первый год жизни зачастую самый тревожный, и подобные вопросы мы задаем себе на каждом шагу.

«Меня постоянно преследуют мысли, что вдруг я недостаточно занимаюсь или как это сделать правильно, или что еще необходимо ребенку для его развития».

2. Нехватка сил и времени.
С рождением первенца реальность молодой мамы встает с ног на голову, и поначалу освоиться в этом новом мире очень сложно. Кажется, что времени не хватает ни на что, постоянно хочется спать, а в свободную минуту единственное желание — упасть и не вставать. Применять тайм-менеджмент для мам, встраивать ребенка в повседневные дела и качественно отдыхать — всему этому еще только предстоит научиться. А пока мама чувствует себя вымотанной и ничего не успевающей, какие уж там игры и развивающие занятия!

3. Требуется время, чтобы «настроиться» на ребенка.
В беременность большинство женщин активно готовятся к родам, воспринимая их как цель, после достижения которой все сложится само собой. Но оказывается, что самое интересное впереди. И что делать дальше, как вести себя с ребенком, мы не очень представляем себе или представляем только в теории, по книжкам. В первые месяцы мама понемногу знакомится с ребенком, узнает его характер, учится понимать потребности. При этом сам малыш стремительно растет и меняется и, когда кажется, что вы уже изучили его привычки и поведение, готов преподнести что-нибудь новенькое.

«Проблема в том, что не угадаешь в какой момент заниматься — сынуля часто капризничал. А когда хорошее настроение, часто я теряюсь чем бы заняться... В итоге пока соберусь, выходит очень сумбурно и ребенок уже отвлекается».



4. Непонимание, чего ждать от занятий с младенцем.
Мамы часто теряются: с какой стороны подступиться к малышу с развивающими играми? Ведь внимания младенца хватает только на несколько секунд. А как только детки начинают ползать, их уже невозможно сколько-нибудь долго удержать на месте. Маленького наблюдателя сложно вовлечь в игру, и непонятно, интересно ему или нет, учится ли он чему-то при этом.

«Самое трудное, на мой взгляд, в играх с малышами до года состоит в том, что от них не всегда есть отклик прямо здесь и сейчас. В глубине души конечно мы понимаем, что ребенок еще маленький, и с опытом будет активнее отзываться на игру, но так трудно не ждать результата».

5. Слишком много игрушек.
Молодым родителям (а также всем родственникам), конечно, хочется дать малышу самое лучшее — самые современные поющие, бегающие, переливающиеся  всеми цветами радуги игрушки, и побольше. Но малыш может вскоре пресытиться от такого количества развлечений, не всегда подходящих по возрасту.

«Игрушки, которые я сама покупала, как правило, подходили по возрасту и интересу, с ними и играли. Но был и обратный эффект, когда счастливые родственники завалили нас разными игрушками без разбора. Дочке стало ничего не интересно из-за переизбытка. Несвоевременные игрушки было решено убрать из поля зрения ребенка. Интерес к играм снова появился. Много не всегда = хорошо)))»

Но немало и мам, которым удалось наладить регулярные развивающие занятия в первый год жизни малыша. И вот что помогло им в этом.

1. Следуйте за интересом ребенка.
Со временем вы начнете замечать, что какие-то игры и занятия увлекают малыша больше других. Любит ваше чудо играть с кастрюльками? Это отличная развивающая игрушка! Пока не проявляет интереса к пирамидке? Ничего страшного, главное, сами с интересом играйте и показывайте разные способы игры.

«Мы идем за дочкой — наблюдаем, что ей интересно, что ее занимает и увлекает, и поддерживаем это. Например, сейчас она с увлечением карабкается по всяким лесенкам, и я помогаю ей учиться удобно и безопасно ставить ногу, держаться рукой, спускаться... В первый год мы много читали ей и рассматривали картинки. И теперь она по-прежнему очень любит книжки! И очень много знает, благодаря им))»

«Я штудировала различные форумы и соотносила с нормами возрастного развития, старалась не перегружать ребенка, смотрела за его реакцией, что интереснее и, конечно, играла с ним параллельно в ту же игру»

2. Включайте малыша в свои повседневные занятия.
Совсем не обязательно проводить полдня только в играх с малышом, отложив все дела. Возьмите ребенка с собой на кухню, дайте тряпочку и позвольте поучаствовать в уборке, отправьтесь вместе за покупками. Для малыша это очень интересно и познавательно, а вы справитесь с домашними делами.

«Развивает сама жизнь) вместе готовим, вместе стираем, вместе моем полы. Так и развиваемся, познаем мир!»

«Я перестала играть в игрушки и начала знакомить ребенка с миром и творчеством. Много гуляли, нюхали, щупали, ковыряли, рисовали, лепили, все в процессе бытовой жизни. Вся Монтессори на кухне: я готовлю, ребенок рядом переливает, пересыпает, вытирает».



3. Общайтесь с малышом — много и эмоционально.
Для многих родителей это само собой разумеется. Но немало и мам (и особенно пап), для которых без конца рассказывать стишки, потешки и петь песенки «неразумному младенцу” не так уж естественно. Пробуйте и постепенно войдете во вкус, со временем малыш все больше будет отзываться на общение. А польза для его речевого и эмоционального развития огромна. Подробнее о том, как общаться с младенцем, читайте в заметке на нашем сайте.

«Главное — быть с ребенком в контакте, смотреть на него с улыбкой, четко все проговаривать, называя игрушки, их цвет и размер, показывать; поощрять инициативу сделать что- то самому и искренне радоваться его успехам!»

«Я с ним все время разговаривала, пела песенки, включала музыку (не классическую, просто приятные добрые песенки, например, «Топает малыш»), распечатала цветные картинки с животными и мяукала-лаяла-хрюкала и так далее (в зависимости от картинки) — так сын ползать начал в 5 месяцев(ну интересно же до бумажки дотянуться!)»

«С развивающими занятиями до года проблем вообще не было, ребенок еще не так активен и большую часть времени подле мамы, в основном дочку я пестовала, у меня сутками рот не закрывался — потешки, стишки и песенки на на все темы, что были вокруг, что вижу, то пою — такое тоже было)))»

4. Разумно подходите к занятиям и не требуйте слишком многого от себя и ребенка.
Мы уже не раз писали, что ребенок до года обычно может сосредоточиться на занятии всего на несколько секунд, и это нормально, что для него неестественно долго сидеть на одном месте. Игры для самых маленьких должны строиться с учетом этих особенностей. Именно такие игровые уроки вы можете найти в базе «Галки-Игралки», если выберите возрастную категорию до года.

«Когда мы говорим «развивающие занятия», подразумевается обычно набор навыков — письмо, чтение, рисование и т.д. Занятия с Ольгой Николаевной подтолкнули меня к пониманию, что развивающий эффект занятий (и особенно в грудничковом возрасте) направлен на всю семью, он создает атмосферу и возможность для взаимодействия между всеми ее членами, и каждый учится чему-то своему. И необязательно будет некий зримый измеряемый результат этого».

5. Пройдите школу «Галки-Игралки». Очень многие мамы рассказывают, что именно после знакомства с методикой Тепляковой и прохождения наших онлайн-курсов у них получилось наладить регулярные занятия с малышом и поймать радость игр и творчества.

«Занятия стали регулярными после активной школы, дневничок очень стимулирует эту самую регулярность игр!!! Сейчас мы классно играем с пирамидкой, считаем по одному кубики и освоили счет до трех, рисуем, Лепим, клеим с мамочкой, растем на Галке весело и играючи!!! А благодаря активным дневничкам в школах с постоянным живым общением с Ольгой Николаевной, вообще шагаем семимильными шагами - очень много положительных результатов приобрели и ничуть не жалеем!!! И все просто здорово!!!»

«Особенно хорошо все пошло после весенней школы, очень любим игры на прогулках, сейчас, когда жарко, и на улице проводим большую часть дня, они особенно актуальны :) Дома тоже любим играть, не всегда все получается как задумано, иногда сын отказывается играть в предложенную игру, не включается, тогда пробую предлагать другую. Очень любим рисовать и лепить из пластилина (именно клеить элементы на бумагу, ягодки, например, или рисуем собаку и из пластилина ей делаем косточку и т.п.) Подарили бабушке большую папку с нашими произведениями и сейчас начали делать новую. Используем сюжеты исходя из самых ярких впечатлений от прогулок и не только (видели большие машины, собаки, белки, катались на карусели, ели арбуз и т.д.), после того как поиграем на бумаге, еще некоторое время сын калякает, очень это любит. Играем почти каждый день, это может быть только часть игры (на прогулке нарисовали мелом большую и маленькую дорожки, побегали по ним; кормили птичек, спели песенку про уточек). К сожалению, почему-то летом очень мало стало получаться играть с карточками, надо наверстывать этот момент. Но я руководствуюсь правилом, что лучше сделать хоть немного, чем совсем ничего)))»

Специально для мам грудничков мы разработали курс «Первый год с Галкой-Игралкой». Там мы будем подробно разбирать самые вопросы мам, возникающие в первый год жизни ребенка, учиться выбирать игрушки, книжки и игры по возрасту, правильно и гармонично развивать малыша. Участие в школе поможет Вам начать заниматься регулярно и с удовольствием.

Давайте расти и играть вместе!
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)