SOS! Человек неиграющий!
- «Почему не получается играть?»
- «Почему я не могу погрузиться в игру, расслабиться, получить удовольствие?»
- «Когда играть, если играть некогда?»
- «Есть ли люди, лишенные способные играть? Можно ли научиться этому?»
Эти насущные вопросы ежедневно задает себе множество родителей по всему миру! И это действительно важно! Ведь в последнее время все чаще тут и там звучат тревожные звоночки: «Важно играть!», «Нужно играть!», «Срочно играть!» А когда что-то важно, крайне нужно (что значит обязательно), сами понимаете, что происходит. Это становится болевой точкой и зоной дискомфорта!
Предлагаю всем вздохнуть поглубже, подумать о чашке чая и побродить со мной по книге Стюарта Брауна и Кристофера Вогана «Игра: как она влияет на наше воображение, мозг, здоровье» (Лабиринт, МИФ).
Она успокоит наши расшалившиеся нервы, научит не воспринимать себя «человеком неиграющим», а саму игру гранитным камнем, который «уж мне-то точно не разгрызть». Итак, по-порядку!
Зачем играть?
Действительно зачем? «У меня и без игр жизнь на все 100%!» - говорят самые стойкие противники всяких «этих глупостей»! Не буду спорить! Всего лишь приведу несколько фактов из книги:
- «Игра настолько важна для нашего развития и выживания, что импульс играть стал биологической потребностью. Как и наше желание есть и спать, влечение к игре идёт изнутри»
- «Игра - один из самых продвинутых методов, которые изобрела природа, чтобы сложный мозг создавал себя сам!» «Мне скучно играть» или «Воображения нет», «Я уже не в том возрасте», - говорят многие!
- «У взрослых мозг развивается не так быстро, и влечение к игре может быть не таким сильным, поэтому недолго мы можем прекрасно обойтись без неё. Но если её нет долго, наше настроение портится! Мы теряем чувство оптимизма, переживаем неспособность получать удовольствие!»
Существуют клинические подтверждения существования дефицита игры, симптомы которого похожи на хорошо описанный недостаток сна.
«Все-все, верю, что это полезно! Но играть не умею!»
У Брауна и Вогана иное мнение: «Мы созданы таким образом, что способны играть всю жизнь и получать от этого пользу в любом возрасте».
Давайте отвлечемся немного и вспомним, как играют малыши. Наверняка Вы наблюдали много раз и удивлялись, что они могут долго сидеть, пересыпая кубики из одной коробки в другую. Вроде бы так просто, вроде и ничего не делает такого, а как человечка зацепило. Не видно и не слышно.
Поверьте, не мы одни ломаем голову, как и почему это работает. Исследователи по всему миру тоже ищут ответ на этот вопрос. И вот как раз эта кажущаяся бесцельность и была выделена учёными в один из КЛЮЧЕВЫХ и ВАЖНЫХ признаков настоящей игры.
Игра нужна ради самой игры!
Ребенок не думает, что пересыпая кубики, он учится считать, развивает моторику, другие важные навыки. Он пересыпает кубики, чтобы пересыпать кубики. Ведь это так интересно!
Второй важный признак игры – добровольность! Ну, с этим трудно поспорить! Что за игра, когда играть не хочется. Играют не потому, что вынуждены, а потому, что есть желание.
Настоящая игра обладает огромной привлекательностью для играющего. И это – следующий важный признак, отличающий ее от упражнений и другой деятельности. Игра – лекарство от скуки! Я играю, потому что мне это приятно.
Сознание свободно от рамок, человек не скован стереотипами, правилами и страхами!
Замечали, что маленькие дети очень легко перевоплощаются: вот шел маленький мальчик, а теперь уже бельчонок скачет по дорожке.
Вернемся к примеру с ребенком. Как считаете, он замечает, сколько минут у него ушло на то, чтобы собрать просыпавшиеся кубики и вновь пересыпать их? Я думаю, что в этот момент время для карапуза просто не существует.
Игра даёт свободу от времени!
Игра даёт свободу от времени!
Более того, в ходе игры становится абсолютно не важно, как высоко ты стоишь на социальной лестнице, размазалась ли у тебя тушь и вообще, как ты выглядишь, стоя на четвереньках и изображая собаку.
Сознание свободно от рамок, человек не скован стереотипами, правилами и страхами!
Замечали, что маленькие дети очень легко перевоплощаются: вот шел маленький мальчик, а теперь уже бельчонок скачет по дорожке.
В игре прекрасно и то, что нас не вынуждают действовать строго определённым образом! Впереди – прекрасная неизвестность и свобода для импровизации. Хочу - сделаю так, а хочу – вот так. И заканчивать это совершенно не хочется. И это тоже признак настоящей игры. Желание продолжать!
Итак, проблема не в том, что мы НЕ УМЕЕМ ИГРАТЬ, а в том, что, играя, мы НЕ ПОДОЗРЕВАЕМ ОБ ЭТОМ.
Сейчас думаю: «Что же из того, что мы делаем, ИГРА?!!» И вот, что пришло в голову.
Я играю, когда я:
- Вяжу. Полная отключка от внешнего мира! Только ты и полотно. И мысли часто и не по поводу вязания. В детстве я очень любила мастерить одежду для кукол. И вот сейчас, в возрасте 30+, став воспитателем детского сада, я обнаружила, что ВСЕ ЕЩЕ ЛЮБЛЮ ЭТО ДЕЛАТЬ. Удовольствие при этом испытываю неописуемое. И хочется что-то выдумывать и хвалиться результатом! Безусловно, когда я вяжу, я – все тот же ребенок.
- Путешествую. Просто идешь, чтобы идти, радуешься этому и вовсе не думаешь, как ты выглядишь в этот момент! А ну-ка, память, покажи весёлые картинки. Дааа! В детстве папа все лето напролет таскал меня за собой по лесам, кормил ягодами и прочими лесными вкусностями, поручал мне смотреть за костром и варить что-то в котелке.
- Читаю любимое. Это то же, что и предыдущий пункт. Сидишь в кресле, но это только тело твое сидит. А ты где-то там, далеко–далеко. Во Франции или в Италии, плачешь о любимом или на вулкан лезешь. Да, когда я читаю, я ребенок!
Пока Вы все это читали, наверняка в голове оформилась мысль: «Не так уж редко я играю!» или «О! Да я, оказывается, тот еще игрок!» Отлично!
Не теряйте этого легкого настроения! Прямо сейчас составьте список (хотя бы мысленный) своих любимейших игр. А еще лучше, если Вы припомните то, чем любили заниматься в детстве. Ну-ну, не говорите, что не помните! Вот Люда любила лазать по заборам. А Коля – клады искать. А Валюша очень любила устраивать кафе и кормить всех, кто мимо идет. Вспомнили? Улыбнулись! Вот, так гораздо лучше!
Подарите кусочек себя ТОГО, ПРЕЖНЕГО, заводного, энергичного, легкого на подъем, своим детям. Не откладывайте, сделайте это прямо сегодня!!!
Анна Маковей, логопед-дефектолог и играющая мама.
Попробуйте и Вы окунуться в детство. Для этого нужно не так много: хорошее настроение и Ваша фантазия. А если с выдумками бывает трудно, поможет "Галка-Игралка", регистрируйтесь на сайте здесь и получайте интересные материалы для игр с ребенком.
Анна Маковей, логопед-дефектолог и играющая мама.
Попробуйте и Вы окунуться в детство. Для этого нужно не так много: хорошее настроение и Ваша фантазия. А если с выдумками бывает трудно, поможет "Галка-Игралка", регистрируйтесь на сайте здесь и получайте интересные материалы для игр с ребенком.