С чего начинается творчество?

Как развить у ребенка творческое мышление, что такое осознанный подход к воспитанию, а также как играть с машинками и из чего строить гараж? Обо всем этом Галке-Игралке по секрету рассказала талантливая мама 3-летнего сына Петьки и блога «Босиком по радуге», педагог-психолог Ольга Брусянина.  
     
 

Что такое творчество?
В занятиях с детьми под этим словом обычно понимают лепку, рисование, аппликацию. Мы же поговорим о творчестве в самом широком понимании, то есть о процессе создания чего-то нового.

Мое собственное детство едва ли можно назвать творческим. Как и многие советские дети, я занималась игрой на фортепиано, танцами, пением. Но это было  обучением технике и не более.    Хотя сейчас понимаю, что творческая жилка во мне была всегда: я постоянно искала и находила что-то новое: много читала, работала на 4 и 5 курсе института (в начале 2000-х в небольшом провинциальном городке это было почти невозможным), и уже в те годы осваивала интернет.

До рождения сына я имела очень смутное представление о том, кто такие маленькие дети и что с ними делать, и уж тем более, как их развивать и воспитывать. Незадолго до родов я случайно попала на один крупный сайт по раннему развитию детей, позже стала изучать информацию, и сама не заметила, как погрузилась в эту тему c головой. Параллельно читала книги по детской психологии, и к моему удивлению они совсем не были похожи на то, что мы изучали в университете.

Так постепенно я пришла к тому, что именно творчество – основа нашей жизни, воспитания и развития детей. Как научить ребенка жить в мире будущего, о котором мы сами не имеем ни малейшего представления? Нужно привить ему способность самостоятельно добывать нужную информацию, постараться оставить его ум живым, стремящимся к открытиям, а воображение свободным от всяких рамок. И здесь творчество – лучший помощник.

Творим вместе с Петькой
Например, у сына есть большое увлечение – автомобили. Полгода назад я даже забеспокоилась, что он играет ими и только ими. Но потом заработало творческое мышление, и оказалось, что катание машинок легко превращается в полноценную развивающую игру. Можно катать машины с горки и отмечать, какая уехала дальше, ближе; строить машинам гаражи и дороги из самого разнообразного материала – кубиков, карандашей, крышек от пластиковых бутылок, блоков Дьенеша и палочек Кюизинера, пуговиц и прищепок… Пожалуй, я напишу целую статью о развивающих играх с машинками.   

Хочу сказать немного о художественном творчестве. Рождение сына и здесь принесло свои плоды. Я поняла, что мое совершенное неумение рисовать и лепить уходит своими корнями в ранее детство. Вспомнилось, что уже в первом классе я просила маму нарисовать за меня рисунок, так как была уверена, что не смогу нарисовать красиво и получить хорошую оценку. Поэтому я не учу сына рисовать и не жду от него красивых аккуратных поделок. Вместо этого я знакомлю его с разными материалами и даю в полной мере погрузиться в творческий процесс.

Босиком по радуге
В какой момент возникла идея создания блога? Началось все с детской площадки – мамы случайно задавали вопросы и к своему удивлению слышали от меня ответы, которые отличались от мнения их подруг и бабушек. Постепенно возникла потребность делиться своими открытиями не только с подругами. Так появился блог «Босиком по радуге». Проект еще очень молодой и на него не всегда хватает времени, но я чувствую, что иду в верном направлении. У проекта 2 стороны. Первая – яркое детство – о том, как сделать жизнь детей полной впечатлений, научить их мыслить. Уже почти дописана моя книга «Творческое мышление детей», параллельно я готовлю вебинары и мини-тренинги по развитию творческого мышления детей, детским книгам и играм. Вторая сторона – творческое родительство – об осознанном подходе к развитию детей, о том, как сделать детей по-настоящему счастливыми и успешными.

Какие плоды приносит такой стиль воспитания? Достаточно взглянуть на Петьку: он открыт миру и любопытен, обожает узнавать и запоминать новое, устраивать эксперименты и удивляться результатам. Он задает много вопросов, пока в основном «Что это?» и «Для чего это?». Я с нетерпением жду первого вопроса «Почему?». У него просыпается воображение. Если еще полгода назад мне приходилось стимулировать придумывание сюжетов для игр, то теперь он сам рассказывает мне такие истории, которые хочется записывать. Я не считаю, что описываю какого-то особенного ребенка. Такими могут быть все дети, если им не мешать.              

Я бы хотела, чтобы каждая мама как можно раньше осознала, что ребенок – это не беспомощное существо, а уникальная личность с безграничными возможностями. Именно от родителей зависит, раскроет ли ребенок врожденные способности, останется ли открытым и любопытным миру или будет мыслить шаблонами и учиться новому только ради хорошей оценки. В современном обществе не принято мыслить творчески. И нужно много сил, желания и понимания, чтобы измениться самому и не помешать своему маленькому человечку вырасти свободным и счастливым.

Ольга Брусянина
Босиком по радуге

Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)