Лего игры: сделай математику интересной малышу

Всеми любимый конструктор Лего можно использовать не только для постройки ферм и домов! Его детальки – отличный подсобный материал для математических игр. И творческий подход к использованию стандартных кубиков может превратить скучное обучение счету и дробям в интересную и занимательную игру. Как? В этой статье мы поделимся с Вами некоторыми идеями – возьмите их за основу и придумывайте свои варианты!

Сразу оговоримся, что для математических игр мы используем набор Лего Дупло или аналогичный ему, с довольно большими деталями. Только для детей старше 4-5 лет и для отдельных игр нам могут понадобиться более мелкие детали!

Итак, поехали!

1. Начать игру с кубиками Лего (или его аналога) можно с прекрасного упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

Расставьте на полу кубики на некотором расстоянии. Задание ребенка – провести машинку так, чтобы не задеть расставленные кубики. Сюжетом игры для мальчишек могут быть, например, уроки вождения, когда на сложной трассе нужно объехать препятствия. Еще интереснее можно обыграть игру, если нарисовать трассу на длинном рулоне бумаги (например, остатке обоев). 



2. Самое простое занятие – обучение счету.

Покажите ребенку детали конструктора – одну, две, три. Чтобы счет не превратился в простое перечисление предметов, превратите его в игру: шел человечек (можно из набора Лего или любую фигурку) по лесу и нашел… сколько ягодок? (одну, три, пять). Или попробуйте построить лестницу с заданным количеством ступеней и поводите по ступенькам тех же человечков.

Здесь простор для творчества почти не заканчивается! Вот еще простейшие примеры на сложение и вычитание с деталями: 
  • "Смотри, у Мишки две конфеты (детальки лего), а он еще одну хочет, угостишь его? Как здорово, теперь Мишка 3 конфеты скушает!" 
  • "О смотри, кукла Таня из магазина четыре булочки принесла и уже 2 отдала Мишке, сколько же у Тани осталось? Правильно, две!"
  • "Ой, в нашем домике два этажа не хватает, чтобы он был совсем высоким, давай достроим?"
А еще можно устроить целый ресторан с меню, Вы заказываете еду: "Мне пожалуста салат из двух помидорок", а малыш сервирует стол тарелочками и угощениями. Можно даже друзей-игрушек в гости пригласить. Конечно, поначалу игра будет происходить с маминой помощью.


3. С ребенком постарше поиграйте в магазин.

Пусть в магазине вместо бумажных денежек будут пластмассовые кубики Лего. Назовите ваши денежки как-нибудь забавно. Товаром пусть станут машинки или мягкие игрушки. А может кубики от лего будут в игре овощами? "Сколько яблок Вы желаете купить?" Вот Вам и товарно-денежные отношения!

4. Сравнить больше-меньше? Пожалуйста!

Соберите из кубиков конструктора башенки разной высоты и покажите ребенку, в какой из башенок больше кубиков, в какой – меньше. Предложите ему сделать все башенки одинаковыми.



Для малыша старше двух лет можно предложить другую игру. Нарисуйте на кусочках картона знаки больше и меньше. Здорово, если эти знаки будут в виде открытого ротика крокодила, например, ведь так интереснее! А потом предлагаем малышу выбрать, какую кучу печенья скушает крокодил, сначала он может быть голодным и кушать там, где больше. А потом уже там, где меньше.

Для ребенка старше 3-4 лет, который понимает смысл математического знака больше или меньше, можно усложнить задачу. На небольших листочках бумажки напишите числа от 1 до 10, а так же знаки больше и меньше. Перемешайте и предложите ребенку вытащить наугад два числа и знак. Нужно определить, какое из этих чисел больше или меньше. Ребенок предлагает свое решение задачки, а потом проверяет его, строя башенки из указанного количества кубиков.
Как вариант, можно строить не башенки, а дорожки для человечков или машинок.

5. Лего-гонки.

Для этой игры нам понадобятся крупные кубики Лего Дупло трех основных цветов. Можно даже двух, если ребенок только начинает сравнивать. На большом листе бумаги нужно нарисовать трассы для кубиков, обозначив цветом, где чья дорожка. Так же понадобится кубик, на грани которого мы наклеим нужные цвета. Бросаем кубик и ставим на дорожку тот цвет лего, который выпадет. Какой цвет будет чаще выпадать, тот и сможет быстрее всех добраться до финиша. По ходу игры можно сравнивать, какая дорожка на данный момент длиннее, а какая – короче. А можно играть в такую игру целой компанией. Победитель тот, кто первым достроит дорожку до финиша.

6. Еще одна забавная математическая игра призвана помочь деткам научиться соотносить цифру, написанную на бумаге, и количество предметов.
 
Возьмите листок бумаги и начертите на нем квадраты. Каждый квадрат обозначьте числом. Игра заключается в том, чтобы для каждого квадратика построить башенку нужного размера. Если в квадрате стоит цифра 2, то и кубика нужно взять 2. Если цифра 5 – то и кубиков необходимо 5. Если малышу интересна тема строительства, то расскажите, что Вы – архитектор, который нарисовал план города. А малыш – строитель, должен по этому плану город застроить.



7. Математический лего-поезд - универсальная игра для обучения счету, сравнению, а еще – для развития памяти и внимания, для развития речи и мелкой моторики.

Конструктор из блоков Лего Duplo или аналоговый конструктор можно задействовать в игре, развивающей математические представления у дошколят. На каждой платформе-вагончике напишите числа от 1 до 5 и последовательно их соедините. Цифры будут подсказывать малышу, какой состав сколько должен везти кирпичиков Лего.

Помимо того, что ребенок будет учиться считать, запоминать порядковый счет и развивать мелкую моторику, он также визуально сможет определять, где больше кирпичиков, а где меньше. Одновременно в этой игре можно закрепить и лексико-грамматический строй: изучать числительные прилагательные (первый вагончик, второй, третий), склонять их по падежам (нет пятого вагончика, дадим четвертому вагончику кирпичик). Еще можно развивать внимательность и память: перепутались вагончики - поставь по порядку, потерялись вагончики - найди, какие, на этом вагончике верное количество кирпичиков или нет, и т.п.

8. Большая стройка.

Предложите малышу построить дом (корабль, парк, город). Но для стройки ведь нужен материал. Не беда, загружаем в самосвал определенное количество кирпичиков для строительства и везем на стройплощадку. А может малышу поможет Мишка или Зайка? Ведь вместе играть веселее!



Важные моменты:
- В играх не требуйте ответов от малыша, отвечайте сами, чтобы ребенку был понятен механизм такой игры. 
- Не вводите большие количества, если только начинаете играть, достаточно 2-4 деталей.
- Играйте эмоционально и увлеченно, тогда игра обязательно заинтересует и кроху.
- Игру лучше сделать короткой, 3-5 минут, чтобы малыш не устал и захотел поиграть в другой раз.

В общем, вариантов использования конструктора Лего для обучения основам математики – почти бесконечное множество! Заинтересуйте ребенка знакомыми сюжетами, подключите любимые игрушки, и Вы сами не заметите, как математика из скучной школьной науки превратится в увлекательную и любимую игру!

А если Вы хотите углубиться в эту интереснейшую науку и получить еще больше интересных идей для математических игр тогда приходите в онлайн тренинг игровой математики "Галки-Игралки".
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)