Вопросы и ответы о раннем развитии

Какие игры подойдут для гиперактивного ребенка? Как увлечь малыша рисованием или играми с карточками? Как разнообразить игры с машинками? Читайте советы Ольги Николаевны Тепляковой в заметке по материалам вебинара «Вопросы и ответы», который прошел 27 декабря.

Обычно мы высылаем мамам с полным доступом записи вебинаров, но в связи с техническими сложностями на площадках вебинаров запись получить не удалось. Поэтому мы ирешили разместить письменные ответы на вопросы в открытом доступе.



Творчество с мамой и детская фантазия

Ладанова Наталия: В ряде предлагаемых вами игр мама с ребенком рисует и не просто рисует, а направляет его руку, тем самым показывая как изображать тот или иной предмет. Если я стану показывать малышу, как нарисовать тот или иной предмет. Например, если я покажу ему, что дом состоит из треугольника и квадрата, то подобный стереотип очень быстро будет усвоен. Не получится, что ребенок уже не сможет дойти до этого сам или найти свой собственный способ рисования домика, запустив тем самым органы восприятия и работу фантазии.

Ольга Николаевна: Мы рисуем не предмет, а скорее ситуацию, то есть дом вообще не рисуем.
Если нам надо будет нарисовать дом с живущими там зверями, это произойдет вовсе не в первые занятия. И к тому времени малыш прекрасно сможет нарисовать прежде всего зверей, а после уж дом, при этом изобразить его с той степенью достоверности, на какую сам способен, к примеру, просто одной вертикальной линией или треугольником и т. д. Иногда чтобы изобразить дом (то тесть изобразить  понятие «дом») ребенок может  показать лист бумаги, на котором он рисует,  и сообщить: «Вот дом!»

Вы, возможно, забыли, мы играем, то есть, воспроизводим игровую ситуацию на листе бумаги. Дом  как таковой вообще не обыгрывается в методике, т.к. не является героем, персонажем. Хотя, наверное, возможна ситуация, где именно дом куда-то пошел и что-то сделал, с кем-то познакомился. Но еще раз скажу, что это не для годовалого и не для двухлетки. А после двух-трех лет ребенок умеет фантазировать и сам может изобразить свои фантазии.

Если для игры в теремок нам нужен дом, то взрослый нарисует или вырежет из бумаги и поможет наклеить простой, примитивный дом. Или просто вырежет крышу прямо на том листе, на котором рисуем, вот тебе и дом — тот дом, который нужен для игры.

Дом будем мы вместе делать (то есть пока работает фантазия взрослого), и делать по-разному:
  • Вырезать из того же листа, на котором рисуем,
  • Вырезать из цв. бум и приклеивать в виде аппликации
  • Рисовать контуром
  • Не будем вообще рисовать, а только обведем лист по контуру и объявим, что это домик.
  • Согнем лист пополам и будем рисовать на нем или приклеивать звериков, или сделаем кармашки из бумажек, прикрепив степплером, или сделаем ниточки – как бы кармашки, или пришив пуговки или будем использовать прищепки и т. д.
То есть у ребенка всегда будет выбор, как сделать домик, а чуть позднее он сам будет придумывать свои способы «строительства».

Фантазия не может быстро запускаться на пустом месте, всегда должен быть некоторый социальный и игровой опыт. Если бы это было наоборот, то для обучения и развития (в том числе креативного развития) достаточно было бы предоставить ребенка самому себе,  и никак не заниматься, не учить, ничего вместе не делать и ничего не показывать.

Как заинтересовать ребенка играми с карточками?

Зюзичева Мария: Мы играем по вашей методике с 2,6 лет, ребенок с удовольствием рисует, клеит, учит стишки, обводит сам буквы, привязывает овощи ленточкой. Но вот игры с карточками со словами никак у нас не идут (ребенку сейчас 3 года). Как мне заинтересовать его словами на карточках?

Ольга Николаевна: Причин тут может быть несколько:
1. Вы сами пока не обладаете множеством игр, интересных малышу.
2. Возможно, ребенок чувствует Ваш слишком серьезный настрой, то есть Вашу личную установку на успех, на цель: начать читать во что бы то ни стало!Попробуйте освободиться от этой установки и просто поиграть! Все получится!

Карточки со словами очень нужны – они помогают дифференцировать слова друг от друга, выделять и понимать их в фразе, переставлять местами, формируя новые фразы, играть в лото, накладывая слова нам карточках на надписи, прятать карточки и находить, узнавать и радоваться. И еще переписывать с карточки в тетрадь, прикреплять карточки прищепками, создавая интересные фразы и одновременно занимаясь пальчиковой игрой… и использовать  множество других возможностей!

Малыш боится мыть голову

Ирина Лисина: Сын (ему почти 2 годика) боится мыть голову, причем мы с этой проблемой уже давно столкнулись. Летом мы сажали ребенка в тазик с водой на улице, давали ковшик, чтобы он сам себя поливал, Коля начал с удовольствием это делать, но с головой в процедуры не окунался, да и лето выдалось не жаркое, в общем, мы не успели привить бесстрашие перед водой заливающей глазки. Отвлекающие игры не помогают. Мы уже много раз мыли голову сами на глазах у ребенка, постепенно вовлекая ребенка в этот процесс. Но когда дело доходит до того, чтобы намочить его волосы он впадает в панику и требует вытащить его из ванной. Подскажите, пожалуйста, что еще можно придумать?

Ольга Николаевна: Ирина! Вот Вы пишете, что столкнулись  с проблемой боязни воды уже давно. Плохо, что сразу не придали этому значения. Ведь чем моложе ребенок, тем легче справляться с  возникшими страхами. Ну, ничего, постепенно преодолеете!

Вы все делаете правильно: и сами моетесь при ребенке и его вовлекаете. Понадобится терпение, чтобы окончательно преодолеть проблему. Тут можно предложить несколько разных игр для малыша, к примеру, «Вымоем Куклу», когда куклу обливаем из ковшика под радостные крики «Ура! Водичка льется!» Или вот такая веселая игра: «Полей на маму водичку!» Тут вы предлагаете вылить ковшик маме сначала на руки,  а второй ковшик воды на голову! Опять же с криками: «Ура! Водичка льется!»

Ни в коем случае не вступайте в эти моменты в уговоры и объяснения! Если дело не пошло, отстаньте от ребенка на время. В следующий раз снова показывайте и пробуйте.

Большим достижением можем считать в этом случае момент, когда ребенок сам польет куклу и маму. Сам – это значит по своей инициативе. Следующий этап можем начать уже только после этого. А он вот такой: когда малыш полил куклу и маму водичкой на голову, предложим ему и себе немножко воды на голову полить! Для этого не следует давать большой ковшик, а только самый маленький, может, даже игрушечный или просто большую деревянную ложку.

Отдельно вот такие игры. Возьмем малыша на руки  (папа или мама, тот, кто сам меньше переживает), и встанем вместе под душ. Вставайте таким образом, чтобы вода падала прямо на вас, на взрослого, на малыша чуть-чуть. В следующий раз уже будет гораздо проще. Очень хорошо бы не делать больших промежутков между такими обливаниями – день-два, не больше.  С каждым разом такие совместные обливания можно будет делать все более смелыми, подставляя под душ не только ручки и плечи, но и голову малыша.

Летом очень неплохо выкупать малыша не только в тазике, но и в речке, озере, море – хотя бы несколько раз. Тут можно будет походить по воде, посидеть в ней и поплескаться.

Не стоит упрекать ребенка за его страхи, он в этом  не виноват. Просто постарайтесь помочь ему ликвидировать их или хотя бы несколько уменьшить.

Рисуем по правилам и без

Юлия Мазурова: Сыну 1 год и 1 месяц, по вашей методике занимаемся с 7 месяцев. С начала все было замечательно: пели, танцевали, рисовали и радовались полученному результату. Но сейчас ребенок подрос,  и когда мы садимся рисовать, то он сразу выхватывает кисть или фломастер и тащит в рот. Все происходит за 1-2 секунды, если не даю, начинает просить, пытаюсь отобрать — истерика. Уже не до радости ни маме, ни ребенку. Сделала перерыв в рисовании, мы делали аппликации, играли с карточками, пирамидкой. Стала в игры добавлять кисточку и фломастер, мы разглядывали, грызли, нанизывали колечки. Специальная кисточка лежит в свободном доступе, видит ее каждый день. Но когда, после перерыва сели снова рисовать, была точно такая же реакция. Что мне нужно сделать, чтобы привлечь ребенка к самому процессу получения рисунка. Или все дело в практике, чем больше рисуешь, тем будет интересен результат. 

Ольга Николаевна: Юлия!  Зайдите в Галку-Игралку, там есть правила проведения занятий.

1. Все инструменты – кисти, фломастеры, и т.д. надо убирать в недоступное место, чтобы не искушать малыша.
2. Рисуем каждый день или уж через день, но все-таки регулярно. Это помогает сохранить контакт и понимание малышу и взрослому. Часто приходится рисовать и по несколько  раз на дню, когда малыш просит.
3. Обязательно до начала рисования играем и танцуем хоть пару минут, и тогда, когда вы подойдете к столу, ребенок будет готов продолжать игру!
4. Это все-таки не является рисованием, а, скорее, игрой на листе бумаги. Мы садимся и сами берем кисть, и вложив ее в руку малыша быстро рисуем то, что надо.
5. Занятие за столом очень короткое – менее минуты, это если говорить об использовании кисти. Но еще полминуты мы любуемся, рассматриваем, показываем, развешиваем, дарим и т. д. То есть, сразу переводим внимание ребенка на другие действия,  но  не позволяем ему махать и мазать кистью.



Подкопаева Наталия: Ольга Николаевна, играем с Галкой уже 3 месяца, не каждый день, но 3-4 раза в неделю получается. Как быть, если дочка во время рисования вырывает из рук кисточку или фломастер, не хочет чтобы я ее рукой водила, все только по своему. Перед рисованием мы обсуждаем что будем рисовать, поем песенку. Получается рисуем каляки-маляки, я не настаиваю на своем, чтобы вовсе охоту не отбить. Следует ли настаивать, рисовать то она очень любит, свои «сюжеты», вымазывать руки краской, смешивать краски. Ей 2,4г., по характеру холерик, чуть что не так как она хочет, кричит, даже дерется. Бывает конечно, когда дочка в «хорошем» расположении духа, она слушается, тогда выходит неплохо.

Ольга Николаевна: Да, бывают такие детки, которые не очень любят присутствие взрослого. Но чаще все-таки, это просто следствие нашего  взрослого неумения втянуть малыша в игру.

Вы говорите, что «обсуждаете» что будете рисовать. А если просто поиграть? К примеру, снежок падает, то есть просто бумажные снежинки, и вы играете – дуете, сыплете, собираете, а после берете фломастер и тут же разрисовываете их, только очень быстро, пока малыш не устал. И не надо ничего обсуждать.

А насчет каляк, у всех малышей они бывают. А вы тут же сами чуть добавьте:  снежинку обведите или что там у малыша нарисовано. Да спросите «Что это?», да надпись сделайте или приклейте бумажки с надписями. Вот уже и не каляка, а картина.

Монтессори и творчество

Держевицкая Дарья: Как Вы относитесь к системе Монтессори в плане развития ребенка? Мой старший сын посещал занятия с 10 месяцев, сначала вместе со мной, а с 1,5 лет один ходил в группу на 2 часа. В итоге очень самостоятелен, независим, с года ест сам, в 2 года одевается-раздевается сам. Но меня мучают некоторые сомнения, там мало творчества. Там именно работа с навыками. Может я не права?

Еще меня настораживает то, что педагоги не рекомендуют сказки, т.к. там нереальные герои, а ребенок до 3 лет воспринимает все как есть, и ему надо энциклопедические знания, реальные картинки, фото животных, но никаких Баби-Яги, говорящих животных и т.д.
У меня есть младший сынок, вот я и думаю, идти ли с ним на такие занятия как со старшим или искать более творческую среду.

Ольга Николаевна: Монтессори-школы не плохи для малышей. Но надо иметь ввиду, что они, во-первых,  создавались Марией Монтессори 100 лет назад, то есть  для современных детей требуется некоторая адаптация. Во-вторых, в школах Монтессори было организовано длительное пребывание детей как в течение дня, так и регулярно в течение недели. В-третьих,  в школах Монтессори одновременно присутствовало до 50 детей, и дети были весьма  различны по возрасту – от 5 до 15 лет. В-четвертых, в таких школах были не только специальные развивающие занятия, но и простые бытовые, то есть мытье, уборка, шитье и т.д., а также изготовление многих игр, пособий самими детьми или с участием детей, то есть старшие готовили для младших.

Такие социальные различия и возможности  накладывают значительный отпечаток на сам ход обучения, пребывания и общения в современной школе Монтессори.

Хотя, конечно, хорошо подготовленные  материалы по системе Монтессори играют большую роль в играх и обучении детей и сегодня, в уже изменившихся условиях. Тут важно еще качество подготовки специалистов в работе такой школы, впрочем, как и во всех заведениях, где бывают малыши.

Машинки, Теремок, Магазин — как  обыграть?

Катерина: Подскажите, как обыграть игры с поездом, машинками. Чтобы и на речь были задания, и на музыкальное развитие и подвигаться-побегать, потанцевать, и на память. И как обыграть сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Доктор», сказку Теремок. Фантазии не хватает.

Ольга Николаевна: Очень хороши игры с машинками, а можно и без них — без машинок вовсе.  Можно просто бегать по комнате и петь песенку про машинку.

Машина едет и гудит,
В машине Саша сидит!
Би – би!
Би – би!
Саша сидит!

И просто руками как бы крутите руль. А имя подставляете любое – Саша, Маша, мама, зайка, мишка. Двигаетесь ритмично, поете внятно и громко – вот вам и ритмическая игра.

Можно после этого поиграть эту же песенку на ксилофоне или просто деревянными ложками или погремушками. Такие игры способствуют развитию речи и музыкальных способностей. Строго говоря, все игры, которые предлагаются в Галке, обладают чудесной способностью положительно влиять на развитие речи. То же относится и к тренировке памяти, ведь мы попутно разучиваем небольшие стихи и песенки.

Касательно ролевых игр в Теремок, то их множество. Самая простая игра – сделать Теремок из стула, накрыв его пеленкой, и сажая под него «гостей» — кошку, собачку, мишку, зайку – всех, кто есть у малыша. Только не сразу, не одновременно! Пусть будет 3-4 гостя а вот в следующий раз другие придут.

В профессиональные игры типа Доктора, Повара, Водолаза позднее будет играть – сейчас маловато социального опыта у малыша. В детсаду, обычно, малыши учатся от старших таким играм, но и вы сами позднее сможете поучаствовать в них. В конце концов, сами можете затеять такую игру, дети это любят – участие мамы.

В магазин поиграть проще – разложите несколько  «товаров», подберите сумку, кошелек для малыша, чеки, тележку, ценники, что-то еще и вперед! Опыт «магазина» уже обычно есть к этому возрасту, так что играйте. Заодно читать и писать будете учить.



Игры для активного ребенка

Катерина: Сын (2 г 9 мес.) очень активный и подвижный. И очень быстро отвлекается. Как давать ему игры? Как стимулировать его самостоятельно играть? Он поиграл немного и ему скучно, дальше надо предлагать что-то новое. Те поиграли с игрушкой лошадкой - 3 мин, порисовали 2 мин, поиграли на металлофоне - 3 мин. И так перебираем 10-20 игр. В промежутках прыгает на диване, бегает. Подскажите, как с ним лучше играть. Может ему давать больше подвижные игры? Но как? И какие? Я очень устаю. После детсада приходится идти с ним в спортивный центр, чтобы он выплеснул свою энергию - прыгает на батутах, строит с детьми и тп. ТЕ вопроса 2 - как занять непоседу (как чередовать занятия) и какие тихие и подвижные игры ему можно предложить.

Ольга Николаевна: Мои сочувствия, у  вас просто очень живой и активный ребенок! Шучу! Это очень хорошо, на самом деле, но для мамы – хлопотно, конечно. А Вы – молодец, играете с Вашим ребенком много и много игр знаете.

Подвижные игры обязательно включайте в ваши занятия с малышом, это ему поможет скинуть часть своей энергии в «мирное русло». Ведь от подвижных игр и ум прибавляется, это доказано. Хорошо, что ребенок посещает спортивный центр. Когда чуть подрастет можно записаться в танцевальную школу, это также очень полезно для развития. Разумеется, надо предлагать ненадолго и за стол присесть и что-то полепить, порисовать, поклеить.

Надеюсь, именно у нас в Галке Вы найдете много игр, интересных для вашего малыша. Если вы, к примеру, поскакали, как лошадки, то подойдите к столу и нарисуйте вместе с ребенком травку для лошадки или слепите морковки для лошадки и сосчитайте их! Не забудьте только, что игры должны быть короткими и не слишком утомительными для ребенка.

Совсем один ребенок обычно играет неохотно и недолго, это нормально, в игре нужен партнер. И лучший партнер сейчас – это мама!

Катерина: Посоветуйте, пожалуйста, на что обратить внимание при игре с сыном, при развитии сына.

Ольга Николаевна: Если уж совсем гиперактивный, то надо посетить педиатра и, конечно, невропатолога. Как педагог-психолог посоветую:
  • Движение
  • Массаж
  • Прогулки, пешие экскурсии
  • Езда на велосипеде
  • Бассейн
  • Танцы, ритмику.
  • Соблюдение режима дня, дневной сон, своевременное укладывание на ночь
  • Прослушивание музыки.
  • Слушание пения птиц, можно в записи
  • Наблюдение за рыбками в аквариуме
  • Рассматривание красивых картин, статуй в оригинале
  • Купание в море.
  • Собирание камушков красивых, рассматривание.
  • Общение с живым пушистым зверем – кошкой, собакой, лошадкой
Катерина: Какие подвижные игры Вы посоветуете?

Ольга Николаевна:

Подвижные игры:
  • Пробежки наперегонки,
  • Догонялки,
  • Кидаем мяч
Ритмика:
  • Зайка серенький сидит и ушами шевелит
  • Мыши водят хоровод
  • Рыбка плавает в водице
  • Топай-топай
  • Машина едет и гудит
  • Загудел паровоз,
Небольшая зарядка-гимнастика:
  • Побежали-пошли-остановились
  • Поскакали, как воробышки
  • Полетели, как гуси
  • Пошли на пятках, как утки
  • Поскакали, как лошадки
  • Попрыгали как лягушки
  • Поплыли, как рыбки
  • Побегали как собачки
  • Покатились, как мячик
  • Попятились, как рак

Катерина: Как стимулировать сына самостоятельно играть?

Ольга Николаевна: Не играют дети долго самостоятельно, а стремятся вовлечь партнера, и это  нормально! И главный партнер – любимая мама. А если играют сами, то некоторое время, и то надо подойти и проявить внимание: задать вопрос, подсказать тему или нового участника – зайку, подкинуть игрушек или простых предметов, к примеру, несколько морковин, картошин, яблок, чтобы возить на машинке. Вот и судите, является ли это самостоятельной игрой или игрой с партнером?

Если вы тоже хотите получать от Ольги Николаевны ответы на волнующие вас вопросы на ежемесячном вебинаре, приобретайте программу развития для Вашего малыша.
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)