Развиваем креативность с помощью ТРИЗ: игры для находчивых детей
Умный, находчивый, способный нестандартно мыслить ребёнок – мечта каждого родителя. С такими способностями не только рождаются, их можно и нужно развивать. В этом поможет методика ТРИЗ, подходящая деткам от трёх лет. Как использовать её интересные и необычные игры-задачки, читайте в статье Ксении Несютиной, автора проекта Ideas4parents.ru.
Среди огромного на сегодняшний день количества «развивашек» для детей есть малоизвестная, очень эффективная система развития мышления ребёнка – «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ).
Эту систему разработал в середине прошлого века советский ученый Генрих Альтшуллер, и, изначально, теория не имела отношения к детям. Но со временем, развиваясь, ТРИЗ успешно «перекочевала» в другие сферы жизни, в том числе и в педагогику.
ТРИЗ… Решения… Теория… Звучит заумно, но, на самом деле, эта система настолько интересна, что даже родители забывают о времени, проводя занятия со своими детьми по этой методике.
Педагоги и родители, развивающие своих детей в духе ТРИЗ, стремятся воспитать в детях нестандартное мышление, воображение, умение решать творческие задачи. Звучит заманчиво, и многие с этим согласны, но на практике я часто слышу один и тот же вопрос: а что конкретно надо делать, чтобы развивалось мышление и воображение?
Я придерживаюсь простой истины: для того чтобы стать хорошим пловцом, надо много плавать; чтобы развивалось нестандартное мышление, надо почаще думать над нестандартными задачами. Если родители привыкнут каждый день обращать внимание ребенка на противоречия, необычные явления, делать интеллектуальную гимнастику, придумывать небылицы и сказки, то и мышление будет развиваться наилучшим образом. Самое сложное в этой ситуации – перестроиться самим родителям, работать над своими привычками, научиться интересно общаться с ребенком.
Я предлагаю вам несколько игр, которые можно использовать для проведения ежедневной интеллектуальной гимнастики.
Соедини
Ребенок говорит два случайных события, например, "яблоко упало" и "пошел дождь". Ваша задача – связать эти события:
Яблоко упало с яблони на голову пилоту, когда он готовился к рейсу. При взлёте у него так болела голова, что он не заметил грозовой тучи и направил самолет прямо в центр. Самолет вызвал разряд скопившейся энергии, началась гроза, и хлынул дождь.
Дальше вы меняетесь ролями, и теперь уже ребенок придумывает “соединялку”.
Данетки
А вы пробовали выдумывать собственные данетки? Это не так сложно. Возьмите любую ситуацию из жизни и опишите ее, недоговорив некоторые детали, так чтобы она выглядела странной. Ребенок должен догадаться об этих деталях, задавая вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". Например:
Вчера мы встречали нашего папу на станции. Он приехал на нужной электричке, но мы не встретились. Как это могло произойти?
Конечно, вы не говорите, что этот случай был с вами (дети быстро вспоминают о случившемся). А всех знакомых заменяем на пространное "человек", "женщина", "мужчина". Самое прекрасное, что после 2-3 примеров ребенок сам начнет замечать странные ситуации и придумывать данетки.
Превращалка
Давай представим, что вокруг нас космическое пространство... Тогда лампы это…? “Звезды”, – раздается радостный крик детей. А диван – это… «Космический корабль!» А комнатные цветы – это…?
Суть игры вообразить, что мы находимся в лесу, на морском дне, в горах, внутри человека, на перроне, в музее… А дальше придумать, чем будут предметы вокруг.
Используйте эти простые игры во время прогулки, обеда, ожидания очереди, поездках на машине. Главное, делать это регулярно и пополнять свою коллекцию простых игр и вопросов!
Ксения Несютина
Проект ideas4parents
Проект ideas4parents
Если вы заинтересовались теорией решения изобретательских задач и хотите использовать такие приёмы в развитии своего ребёнка, можете узнать подробности из бесплатного вебинара автора.
Очень здорово!!!