Правила игры с двумя детьми
На недавнем вебинаре «Вопросы и ответы» мама Юлия спросила у Ольги Николаевны: как организовать дома игру с несколькими малышами? Этот вопрос нам задают многие родители, поэтому мы решили посвятить ответу целую статью. В ней Ольга Николаевна Теплякова расскажет, какие важные правила стоит соблюдать, чтобы игра была в радость и на пользу и старшим, и младшим деткам.
Как организовать игру с двумя и более детьми? Вопрос далеко не простой, ведь возраст детей может быть самым разным, и разница в годах между ними может весьма различаться. К примеру, может быть ситуация, когда старшему ребенку 10-13 лет, а младшему год. Или совсем другая ситуация, когда разница между малышами мала, допустим, около года с небольшим, если при этом они совсем крохи — двухлетка и годовалый. Возможны совсем другие варианты, когда старшему 4-5 лет, а младшему 6-8 месяцев и т. д.
Вот поэтому нельзя дать однозначно правильных советов в отношении организации игры, тут мама сама должна решать, как поступить в том, или ином случае. Скажем сразу: практически во все игры мы можем играть с детьми разного возраста одновременно! Поэтому ограничимся рекомендациями, которые помогут маме сориентироваться в ситуации.
1. Старший ребенок — тоже малыш!
Даже имея «малыша» в возрасте 10 – 13 лет, не забывайте, что Вы его мама, и что он тоже играет с Вами как ребенок. Что он тоже хочет внимания от мамы и хочет быть победителем. Он желает иметь свое пространство и свои игрушки и часто — чтобы они были неприкосновенны для конкурента.
Даже имея «малыша» в возрасте 10 – 13 лет, не забывайте, что Вы его мама, и что он тоже играет с Вами как ребенок. Что он тоже хочет внимания от мамы и хочет быть победителем. Он желает иметь свое пространство и свои игрушки и часто — чтобы они были неприкосновенны для конкурента.
2. Очень часто старший ребенок, долгое время бывший единственным, непроизвольно расценивает младшего как конкурента.
Ваша задача — не заострять на этом внимания, постараться смягчить это обстоятельство, постепенно это пройдет или уменьшится. Совместные игры — хороший способ научить и научиться терпимости, взаимодействию.
Ваша задача — не заострять на этом внимания, постараться смягчить это обстоятельство, постепенно это пройдет или уменьшится. Совместные игры — хороший способ научить и научиться терпимости, взаимодействию.
3. Старайтесь учесть физиологические потребности и возможности ваших детей при организации занятий.
К примеру, необходимость своевременного отдыха или дневного сна для младшего. Или то, что он сам не сможет сидеть в стуле и заниматься лепкой, это опасно и непродуктивно.Однако и без конца заниматься малышом не получится, ведь и старшему необходимо Ваше внимание и забота! Отсюда — следующие два правила.
К примеру, необходимость своевременного отдыха или дневного сна для младшего. Или то, что он сам не сможет сидеть в стуле и заниматься лепкой, это опасно и непродуктивно.Однако и без конца заниматься малышом не получится, ведь и старшему необходимо Ваше внимание и забота! Отсюда — следующие два правила.
4. Многие игры можно провести вместе, с двумя детьми одновременно, независимо от возраста.
Например, потанцевать, взяв малыша на руки, а старшего за руку. Или, обняв обоих, читать и рассматривать книжку, или сидя рядом на полу, удерживая малыша, играть на ксилофоне со старшим и петь песенку. Можно вместе строить дом. Если маленький мешает, то лучше построить два дома — один для малыша, другой, чуть в стороне, вместе со старшим. Сидя между этими домами и между детьми, вы сможете даже сосчитать этажи и сравнить дома по высоте.
Например, потанцевать, взяв малыша на руки, а старшего за руку. Или, обняв обоих, читать и рассматривать книжку, или сидя рядом на полу, удерживая малыша, играть на ксилофоне со старшим и петь песенку. Можно вместе строить дом. Если маленький мешает, то лучше построить два дома — один для малыша, другой, чуть в стороне, вместе со старшим. Сидя между этими домами и между детьми, вы сможете даже сосчитать этажи и сравнить дома по высоте.
5. Соблюдение очередности Вашего внимания — от младшего к старшему, и наоборот.
К примеру, если садитесь рисовать, то сначала со старшим подготовьте все необходимое для рисования: кисти, краски, бумагу, водичку, фломастеры, при этом малыш у Вас на руках, но беседуете Вы со старшим, помогая ему! А после на несколько секунд оставьте маленького в манеже или стульчике и сядьте вместе со старшим, обняв его, и нарисуйте простой рисунок: дождик, снег, ягодки, дорожку. Это действительно займет меньше минуты. Возьмите малыша и поднесите его рассмотреть рисунок: «Ах, как красиво!» Польза для всех: малыш учится любоваться и рассматривать, старший горд и результатом и доволен маминым вниманием.
К примеру, если садитесь рисовать, то сначала со старшим подготовьте все необходимое для рисования: кисти, краски, бумагу, водичку, фломастеры, при этом малыш у Вас на руках, но беседуете Вы со старшим, помогая ему! А после на несколько секунд оставьте маленького в манеже или стульчике и сядьте вместе со старшим, обняв его, и нарисуйте простой рисунок: дождик, снег, ягодки, дорожку. Это действительно займет меньше минуты. Возьмите малыша и поднесите его рассмотреть рисунок: «Ах, как красиво!» Польза для всех: малыш учится любоваться и рассматривать, старший горд и результатом и доволен маминым вниманием.
Теперь, взяв малыша, и с ним сядьте на несколько секунд, и нарисуйте картинку. Не забудьте показать старшему.Вместе прикрепите ваши произведения на выставку. Выставку потом будете рассматривать или вместе, или поочередно, приподнимая то старшего, то младшего, и похваливая, конечно, картины.
6. Хотя бы иногда, хотя бы несколько минут в день, постарайтесь заниматься только с одним ребенком.
Это не обязательно должно быть рисование или лепка. Возможно, это будет прогулка со старшим ребенком, пусть даже недолгая, в 20 минут. Но в эти минуты вы успеете поговорить с ребенком о его делах, важных для него и для Вас. Иногда и с малышом хорошо остаться с глазу на глаз, побаюкать, пошептаться, приласкать. Это поможет успокоиться и установить контакт с ребенком, такой необходимый для нормального самочувствия и развития малыша.
Это не обязательно должно быть рисование или лепка. Возможно, это будет прогулка со старшим ребенком, пусть даже недолгая, в 20 минут. Но в эти минуты вы успеете поговорить с ребенком о его делах, важных для него и для Вас. Иногда и с малышом хорошо остаться с глазу на глаз, побаюкать, пошептаться, приласкать. Это поможет успокоиться и установить контакт с ребенком, такой необходимый для нормального самочувствия и развития малыша.
7. Пробуйте применять самые разные игры, и способы игры.
Но если что-то пошло не так, остановите, поменяйте игру, или займитесь чем-то другим, не испытывая чувства вины. Помните о том, что все дети разные! И ситуации тоже разные! Постарайтесь найти решение, которое приемлемо именно в эту минуту и в этой ситуации.
Но если что-то пошло не так, остановите, поменяйте игру, или займитесь чем-то другим, не испытывая чувства вины. Помните о том, что все дети разные! И ситуации тоже разные! Постарайтесь найти решение, которое приемлемо именно в эту минуту и в этой ситуации.
8. Обыгрывая одну и ту же тему, мы можем предложить различную степень сложности для старшего и младшего ребенка.
К примеру, игра «Скачем на лошадке». Сначала просто скачем вместе, друг за другом, кто-то на маминых руках. После по очереди катаемся у мамы на плечах. Потом также по очереди у мамы — на ноге. Потом тоже по очереди – на деревянной лошадке. Потом эту лошадь «кормим» травой из бумаги (бумагу разрезаем не полностью). После рисуем травку с обоими детьми.
Затем надписи — для малыша пишет сам мама, а для старшего — или мама или он сам, или мама пишет, ребенок обводит, или мам пишет, ребенок переписывает слова тут же рядом, или для старшего надписи делаем на бумажках и он сам приклеивает их, или слово «травка» он сам разрезает на буквы, и приклеивает, или мы вместе с ним это делаем, а малыш смотрит на это, таким образом участвуя в процессе.На рисунок старшего ребенка можно приклеить кармашек и играть, вкладывая туда картонные слова «травка», «для», «лошадки» или другие. А после раскладываем слова или показываем маленькому.
Для лошадки можно разложить несколько «морковок», вырезанных из картона и сосчитать их, а для малыша — просто показать морковки и дать подержать, называя словами: «Ах, какая морковка! На, тебе, лошадка, морковку!» Тут тебе и развитие речи, и развитие представлений об окружающем мире, и формирование понятия «овощи».
Счастливых игр Вам и Вашим деткам!
Ольга Теплякова
Ольга Теплякова