Много игрушек, но нечем играть!
Наверно, в каждом доме есть такая проблема. Игрушки повсюду и шагу не ступить или лежат горой в углу, но ребенок совсем не играет ими. Что делать? Сколько игрушек достаточно? Какие именно нужны? Как играть с игрушками? Рассказывает Теплякова Ольга Николаевна.
В современной семье у современного ребёнка (а, может, у современных родителей?), как правило очень много игрушек – зайчики и мишки, мячики и кубики, машинки всех мыслимых и немыслимых размеров и теремки в натуральную величину… Всего ЭТОГО обычно так пугающе много, что малыш бродит среди ЭТОГО часто совершенно потерянный, принимаясь иногда за игру, но тут же оставляя её, или хуже того – начинает раскидывать эти сокровища, приводя всю комнату в жуткий беспорядок.
Родители задают вопрос – почему он не играет? Как сделать, чтобы игра возникла и была интересной для малыша и понятной родителю? Попробуем вместе разобраться в проблеме.
Вспомните – часто мы начинаем покупать игрушки для малыша ещё тогда, когда он только в проекте! У нас заводятся куколки и мишки, игрушки развивающие и музыкальные. Уже не говоря о погремушках, мячиках и развивающих ковриках всех видов. Их мы покупаем сами, их дарят родственники и друзья. Что-то остаётся из нашего собственного детства.
А уж после рождения ребёнка этот арсенал начинает пополняться с огромной скоростью! С такой скоростью – что даже сами взрослые не в состоянии отследить их количество и качество, не говоря уже о том, чтобы освоить способы игры с этими предметами. А ведь если подумать – как малыш будет играть в ЭТО, если сам взрослый не представляет себе, каким образом это сделать?
Итак, совет первый – найдите время и желание, чтобы самим поиграть с игрушкой - рассмотреть её внимательно, потрогать своими руками, постучать, позвенеть, повозить её, ощутить её вес, наконец. Прикиньте, что с ней сможет делать Ваш ребёнок? Не будет ли игрушка слишком сложной для него, или даже опасной, ведь малыш берёт в руки вещи и кидает на пол, или ощупывает предметы руками и, конечно, губами и языком.
Совет второй – подумайте, где Вы собираетесь хранить всё это великолепие – ведь большое количество игрушек, красиво расставленных на полу, за несколько минут может превратиться в огромную кучу, в которой ребёнок, да и Вы сами уже не могут сориентироваться. Чтобы облегчить себе и малышу жизнь постарайтесь выбрать из большого количества имеющихся у Вас в доме игрушек только те, что реально могут быть использованы именно сегодня, которые доступны для понимания ребёнка и интересны ему именно сейчас.
Обратите Ваше внимание ещё и на то, какие игрушки интересны и Вам самим – ведь с малышом на первых порах надо будет играть взрослому. Оставьте для ваших игр с дитём только те игрушки, которые Вас радуют, или, хотя бы – не раздражают!
Из этого следует совет третий – часть игрушек может быть использована с некоторым ограничением – поиграли и убрали до следующего раза (не выдирая, конечно, из рук, но, отвлекая малыша). Ведь, к примеру, звонкий барабан может утомить очень быстро и Вас, и ребёнка. Значит, лучше будет после нескольких минут игры убрать его, заменив не менее интересным, но более «тихим» предметом.
Вообще, звучащие игрушки, применяемые долго, утомляют (а, иногда, и пугают) самого малыша не столько громким звуком, сколько своей непредсказуемостью: звучащий мячик чуть покатился и вдруг заиграл – заорал диким голосом. Хорошо, что на некоторых звуковых игрушках есть кнопки – малыш может сам, по своему желанию включить эту игрушку, а взрослый – иногда – выключить))).
Вообще, звучащие игрушки, применяемые долго, утомляют (а, иногда, и пугают) самого малыша не столько громким звуком, сколько своей непредсказуемостью: звучащий мячик чуть покатился и вдруг заиграл – заорал диким голосом. Хорошо, что на некоторых звуковых игрушках есть кнопки – малыш может сам, по своему желанию включить эту игрушку, а взрослый – иногда – выключить))).
От большого количества даже очень хороших игрушек «глаза разбегаются» - ребёнок не может сосредоточиться на игре с каким-то определённым предметом. Большое количество объектов в поле зрения способно утомить даже взрослого. И не забудьте: объём внимания маленького ребёнка невелик – 4-5 объектов, остальные просто мешают восприятию.
Отсюда наш четвёртый совет - чтобы помочь малышу – уберите половину игрушек подальше – с глаз долой из сердца вон! А по мере необходимости доставайте «новую»–старую игрушку из запасника и предлагайте малышу. Он обрадуется ей несказанно! Часть игрушек, которые используются редко, или просто валяются без дела – уберите до лучших времён или подарите друзьям.
Вы, наверное, часто замечали: пока Вы рядом с малышом, он готов возится со своими машинками и кубиками довольно долго, но стоит только сделать шаг в сторону – все игрушки оставлены, и Ваш карапуз кидается вслед за Вами с воплями. А так ведь хочется иногда отдохнуть пару минут, или быстренько сделать какие- то совершенно необходимые дела! Как же научить ребёнка играть самостоятельно, в одиночку?
Жизнь показывает, что вполне реально научить малыша играть – хоть и не всегда в одиночку! И реально в то же время то обстоятельство, что долго играть один он не будет.
Ещё одна приятная реальность – родители вполне могут не только научиться всяким интересным играм с малышом, но и полюбить эти игры и даже играть со своим чадом ежедневно. Но это ещё не всё! Реально они все – маленькие и большие – так входят во вкус игры, что начинают придумывать всё новые игры!
Другой вопрос – может ли наш малыш долго играть один? Ответ ясен заранее – вряд ли! По крайней мере, на первых порах малышу нужен партнёр. И самый первый, самый лучший партнёр для молодого человека – это его родитель. Дело в том, что маленький человечек, недавно пришедший в жизнь, ещё многого не знает - ни самих предметов, ни способов игры, ни того, как именно надо относиться к тому или иному действию, явлению. Эти знания он может получить только от взрослого, добавим – от близкого, очень знакомого взрослого. Уточним – от любимого взрослого, от того, кому он доверяет.
Вот и получается, что именно папа или мама – лучший приятель в игре! И именно он может научить малыша хорошо играть. Что же это значит – хорошо играть?
Во-первых, нужно играть с самыми разными предметами, узнавая их качества, свойства, особенности. Во-вторых, делать это адекватно. К примеру, если ребёнок будет просто разбрасывать кубики по полу или кидаться ими в родителя, то трудно назвать это игрой. Другое дело - построить из тех же кубиков дом, или сложить дорожку, или перекладывать в цветную мисочку и считать…
Ещё – хорошая игра предполагает приятное общение, когда взрослый смотрит с одобрением, или хвалит, или спрашивает – а где же тут синий кубик? И сам же, продолжая игру, и опережая ребёнка, находит его и радуется: “А! Вот синий кубик, вот он!” И с восторгом кладёт кубик в мисочку или погружает в машинку. Малыш тут просто не может не вступить во взаимодействие! В следующий раз он – уже самостоятельно найдёт этот синий кубик, выделив из остальных, сам погрузит его в машинку и сам порадуется – как мама (как папа) – как хорошо у него получилось.
Очень важно показать ребёнку самые разнообразные способы игр с одной и той же игрушкой – например куклу можно брать на руки, «укладывать спать», «кормить», возить в коляске, а мишка может, к примеру, сидеть напротив Вас и малыша на полу и играть со всеми вместе в мяч. Он, конечно, не сможет сам его толкать, катать – это за него сделаете Вы, но мишка скажет (Вашим голосом): “Раз, два, три! Саша, лови!” И мяч с Вашей помощью покатится к Саше.
А ещё тот же мишка умеет считать: если его попросить, он даст Малышу 2 кубика, или 3 бусины от пирамидки. А зайка не только может сидеть или катать мяч, он может показать, что у него есть 2 глазика, носик и хвостик, и спросить у малыша (Вашим голосом): “А у тебя где хвостик?” А ещё зайка умеет танцевать, держа маму за ручки (разумеется – это мама его удерживает), и притоптывая в такт песенке…
А ещё тот же мишка умеет считать: если его попросить, он даст Малышу 2 кубика, или 3 бусины от пирамидки. А зайка не только может сидеть или катать мяч, он может показать, что у него есть 2 глазика, носик и хвостик, и спросить у малыша (Вашим голосом): “А у тебя где хвостик?” А ещё зайка умеет танцевать, держа маму за ручки (разумеется – это мама его удерживает), и притоптывая в такт песенке…
Итак, чтобы малыш научился играть самостоятельно, надо:
- Иметь достаточное, но не избыточное количество игрушек.
- Быть уверенными в их качестве и безопасности.
- Иметь желание играть со своим малышом, помня о том, что именно Вы – самый лучший друг в играх.
- Научить ребёнка самым разным способам игр с каждым предметом.
- Общаться и хвалить своего ребёнка в совместной игре.
Хотите научиться играть легко и с удовольствием? Приходите в базовый тренинг "Галки-Игралки". Тренинг поможет разнообразить Ваши игры, научит придумывать новые сенарии и варианты игры, исходя из интересов Вашего малыша.