Делаем плакат - рисуем, играем, читаем
Что такое и зачем?
Плакат – это лист бумаги, на котором мама пишет строчки из сказки, стихотворения, любимой песенки малыша. Такой вид игр с чтением включает в себя и изобразительный материал. На плакате мы можем рисовать или делать аппликации. Можно сочетать разные техники! Кроме того, игра с плакатом немного поможет малышу овладеть техникой письма. Детки 2-3 или 3-4 лет могут пробовать писать или обводить написанное, а в 3-4 года даже сами писать что-то. При этом, если карапуз не очень хорошо пишет, но хочет сделать свой плакат, мы не отказываем, просто делаем небольшой плакат. Допустим, не две строчки, а одну. Вывешиваем его на стену и играем!
В таких играх мы можем спеть и почитать одновременно! Скорость чтения при этом сразу можно сказать «подпрыгивает»! И наше удовольствие от игры «подпрыгивает». Мы можем не просто петь, а ещё пританцовывать! И показывать слова на красивом плакате.
С какого возраста можно предлагать малышу игру с плакатом?
Этот вид игр предназначен для карапузов старше 2 лет.
Что нам нужно знать, чтобы выполнить плакат?
1. Размер имеет значение!
Плакат не должен быть очень большим! Не берите слишком большой лист, достаточно двух формата A4, скреплённых по широкой стороне. Не пишите слишком размашисто и крупно! Слова не должны быть крупнее тех, что мы пишем обычно на карточках. Можно даже меньше. Нужно, чтобы ребёнок охватывал взглядом текст из 3,4,5 слов, а не разглядывал каждую букву растянутого слова. Размер шрифта выверяем таким образом, чтобы между словами и вокруг текста оставалось место.
2. Количество слов и их величина
Оставляйте место у краёв плаката, занимая только середину. Польза от этого большая! Текст легче воспринимать, если он расположен не от края до края, а с небольшими полями. На них мы можем изобразить что-то, относящееся к теме плаката.
Часть листа со словами можно чем-то ограничить: цветом, рисунком, простой каёмкой. Это ограничение помогает читать быстрее!
Например, мы ведем рукой по строкам, но, несмотря на это, мы не мешаем ребенку полностью воспринять текст.
Скок-скок, скок-скок.
Я - лошадка рыжий бок.
Или «серый бок»! Или какой-то другой. Можно изменить цвет. Но все-таки основной текст останется тем же самым. Ребёнок это знает. И он тоже, ухватывая весь смысл плаката, поёт и читает одновременно:
Я копытами стучу,
Если надо, прокачу!
Чем мы можем оформить эту песенку на листе бумаги? Можно просто цветом выделить середину. Например, фон белый, а по краям зеленоватая каёмочка.
А вот есть еще такая песенка:
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
Здесь каёмкой могут быть нарисованные небольшие пирожки, буквально несколько штук.
Ещё пример – бусинки:
Закружились бусинки, Та-та-та
Вы можете нарисовать для бус ниточку, которая ограничит текст, нанизать 3-5 бусинок на неё, где есть место.
3. Цвет и выделения
Выделяйте слова интересные, которые привлекут внимание ребенка. Случайных слов не надо! Не ориентируйтесь только на величину и длину слова, количество букв. Вам нужно обязательно и состав слова учитывать. Допустим,
Скок-скок, Я - лошадка серый бок.
Есть смысл выделить СКОК-СКОК и БОК.
Буквы мы можем писать одинакового цвета, но тогда отдельные слова нужно выделить в кружочек или обвести ярким овалом, либо заштриховать светлым карандашом. А некоторые слова можно просто приклеить! И они будут на светлой бумаге: на желтой, розовой, на голубой и т.д.
Очень советую одну строчку писать одного цвета, иначе очень пестро получается. Между строчками не делайте слишком резких цветовых переходов. Допустим, у вас одна была синяя, вторая будет фиолетовая, а третья - голубая. Они в одном тоне.
Некоторые слова можно выделить цветом и толщиной шрифта, величиной букв.
4. Объём текста
Не пишите длинных песен. Из всей песни выделите только то, что ребенок точно знает и любит. Содержание Вашего плаката должно быть знакомо и Вам, и Вашему малышу, должно быть любимо!!! Это намного легче, чем писать, а после и играть по совершенно незнакомому тексту!
Каким образом мы используем такие плакаты?
Например, мы бегали на улице как цыплятки, пришли с улицы поем песенку. Может, друг за дружкой бегаем, или скачем как цыплятки, или играем в музыкально-ритмическую игру, можем дать детям кому погремушку, кому палочку, кто-то пальчиком стучит, кто в ладошки хлопает, кто ложками, кто на ксилофоне, кто-то просто поёт песенку:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, Ко-ко-ко! Не ходите далеко.
У нас, например, уже есть сделанный когда-то плакат из строчки "Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко". Внизу на плакате, к примеру, нарисованы лапочки. Постучите Вашим пальцем по нарисованным лапкам: "Лапками гребите, зернышки ищите". При этом кто-то из деток ногами стучит, кто-то гребет пальцами по полу. Творческая игра получается!
Если в песенке или стихотворении остались ненаписанные строки – это может быть изображено, к примеру, в танце. Допустим, игра "Ай-да". Строчки "Ай-да" написаны на плакате, и могут быть выделены по величине слов, букв.
Ай-да! Ай-да!
А дальше: "Быстро ножки топочите, детки весело пляшите" мы не пишем, а вырезаем из цветной бумаги следы, наклеиваем их и потом, ударяя пальцами по ним пальцами, поём эти слова. Так можно обыгрывать игру, когда мы поем по плакату.
Каким образом мы поем?
Поём в обычном темпе, показываем слова пальцем в обычном темпе. Что поём, то и показываем. Похоже на караоке, только гораздо красивее и не так быстро, гораздо меньше по объему, и текст этот Вам и малышу уже знаком.
Самая частая ошибка при изготовлении плакатов - слишком крупные буквы.
Буквы лучше делать чуть-чуть мельче, потому что плакат - он конечно плакат, но зрительная память и восприятие так устроены, что мы если видим крупное слово, то наша память выбирает какую-то часть этого слова. Например, если Вы напишете слово в метр «КОЗОЧКА», то увидите только «ОЧ», «КОЗ», а остальное всё останется за пределами.
А у ребенка угол зрения другой, потому что он маленький. Он ниже ростом, у него другое расстояние между зрачками не такое, как у нас с вами. Поэтому очень крупное не нужно. Имейте это в виду. Делайте мельче. Сложите два листа А4. Не вдоль, где длинная сторона, а поперек. Знаете, как лучше играть? Вот играете вы в козу, или в лошадку, или скачите, или еще что-то делаете. Малыша на руки возьмите, подойдите к плакату и спойте:
Козочка рогатая на лугу живет,
И покажите эти слова:
Козочка рогатая песенку поет:
Ме-ме, ме-ме, ме-ме.
И всё. Больше вам ничего не надо. Не надо, чтобы ребенок показывал. Откажитесь от этого контроля. В игре не нужен контроль.
Давайте рассмотри еще один плакат по мотивам игры «Ходит котик по лавочке»
Плакат огромный. Лучше такой плакат на пол постелить. На полу все равно удобнее, чем на столе. Это проверено. «Ходит котик». Вот и походите, как котик. Плакат у Вас уже приготовлен или лежит, или висит где-то в сторонке, на пол его кладете, все на четвереньки становятся, допустим двое или трое плюс взрослые, и все читают и поют.
Ходит котик по лавочке
И пальцем водите. Пусть даже невпопад, дети могут не то показать. Ничего страшного. А Вы свое все равно показываете.
Водит кошечку за лапочки
И дальше
Топ- топ- топ (можно не показывать) по лавочке
Цоп-цоп-цоп за лапочки
«За лапочки» можем тоже просто так спеть. Рука уже не работает. Поиграть в лото на плакате можно. Но знаете как? Вы пишете слово, все его разыскивают, а Вы поправляете, помогаете немножко и радуетесь!
Приятного Вам и малышам творчества и счастливых игр!
Ольга Николаевна Теплякова
В нашем тренинге по чтению по методике Тепляковой предлагается много идей для создания пособий своими руками. Приходите в школу, если хотите получать новые идеи и рекомендации педагога, научить малыша читать с помощью простых и интересных игр.
Огромное спасибо!!!
Играйте на здоровье!
Так здорово, что творим вместе с ребенком, что не надо покупать что-что специально, дорогостоящих пособий и т.д. Мне и это творчество больше нравится, сама развиваюсь и детки!