Левша или правша Ваш малыш?
Левша или правша Ваш малыш? И как с ним взаимодействовать в случае возникающих сомнений? Довольно часто у мам возникает такой вопрос, разобраться в нем поможет опытный педагог Ольга Николаевна Теплякова:
В год или два года мы часто не можем наверняка определить: правша или левша. Этого не могут сделать даже специалисты. Бывает, что-то меняется в самочувствии ребенка, в его состоянии. Хотя, конечно, левша или правша ребенок, заложено генетически, но ребенок в течение жизни приобретает новые умения, навыки и новый опыт.
И часто получается так, что левша сам, без переучивания, превращается в правшу. То есть научается действовать правой рукой, видя, как вокруг действуют взрослые. Допустим, если ребенок растет среди 4-5-х взрослых правшей… Сидя с ними за столом сначала он берет ложку в левую руку, но потом все чаще начинает орудовать правой, потому что все вокруг едят правой рукой. И он научается ловко действовать правой рукой.
В год или два года мы часто не можем наверняка определить: правша или левша. Этого не могут сделать даже специалисты. Бывает, что-то меняется в самочувствии ребенка, в его состоянии. Хотя, конечно, левша или правша ребенок, заложено генетически, но ребенок в течение жизни приобретает новые умения, навыки и новый опыт.
И часто получается так, что левша сам, без переучивания, превращается в правшу. То есть научается действовать правой рукой, видя, как вокруг действуют взрослые. Допустим, если ребенок растет среди 4-5-х взрослых правшей… Сидя с ними за столом сначала он берет ложку в левую руку, но потом все чаще начинает орудовать правой, потому что все вокруг едят правой рукой. И он научается ловко действовать правой рукой.
Если же у него нет примера действий (он не видел, как те или иные движения делает папа, мама, бабушка), то он будет выполнять эти действия ведущей рукой. Той, которой удобно. И если у него ведущая левая, он будет выполнять тонкие действия левой рукой.
Когда ребенку полтора или два года, Вам не обязательно твердо знать: левша он или правша. Какие взрослые действия не навредят малышу:
1. Во-первых, мы даем ребенку пробовать действовать и левой рукой, и правой — обязательно. Это касается еды, когда мы вкладываем ложку в ту и другую руку. Бывает такое, что мы вкладываем ложку в правую руку, а ребенок ее недовольно бросает и отворачивается. И мы можем сами способствовать этому сопротивлению. Мы не понимаем о чем оно, а оно может быть именно об этом. Поэтому пробуйте, пожалуйста, по-разному. Вреда не будет. Даже если малыш правша, а Вы будете помогать ему действовать левой рукой, ничего страшного не произойдет. Он просто научится мысли, что и левая рука тоже на что-то годится.
1. Во-первых, мы даем ребенку пробовать действовать и левой рукой, и правой — обязательно. Это касается еды, когда мы вкладываем ложку в ту и другую руку. Бывает такое, что мы вкладываем ложку в правую руку, а ребенок ее недовольно бросает и отворачивается. И мы можем сами способствовать этому сопротивлению. Мы не понимаем о чем оно, а оно может быть именно об этом. Поэтому пробуйте, пожалуйста, по-разному. Вреда не будет. Даже если малыш правша, а Вы будете помогать ему действовать левой рукой, ничего страшного не произойдет. Он просто научится мысли, что и левая рука тоже на что-то годится.
Например, у музыкантов за фортепиано обе руки задействованы, и это нормально. И с ребенком, который применяет обе руки, ничего худого не случится. То есть первый наш подход: пробовать действовать и той, и другой рукой.
И в пальчиковых играх не забывайте, пожалуйста, про обе руки.
Это же касается самых простейших музыкально-ритмических игр. Ложками, молоточками или палочками стучим: «Дождик-дождик, кап, кап, кап» и очень часто вкладываем в нашу ведущую руку нашей же ведущей рукой. Если мы правши, значит, в правую. Старайтесь вспоминать вовремя, что не только правая, но и левая рука имеет право на действие. И чем более разнообразно мы будем действовать, тем больше шансов, что ребенок вовремя определится и не будет стесняться взять инструмент в свою ведущую руку.
Это же касается самых простейших музыкально-ритмических игр. Ложками, молоточками или палочками стучим: «Дождик-дождик, кап, кап, кап» и очень часто вкладываем в нашу ведущую руку нашей же ведущей рукой. Если мы правши, значит, в правую. Старайтесь вспоминать вовремя, что не только правая, но и левая рука имеет право на действие. И чем более разнообразно мы будем действовать, тем больше шансов, что ребенок вовремя определится и не будет стесняться взять инструмент в свою ведущую руку.
2. Второй прием наглядно виден, когда мы рисуем с малышом и помогаем освоить пресловутый метод «из руки в руку». Мы вкладываем и удерживаем своей рукой и показываем остальные действия. Эти несколько секунд мы обычно действуем нашей ведущей рукой. И вдруг мы замечаем, что малыш вроде бы леворукий, и мы начинаем суетиться и метаться. Девочки, не надо беспокоиться. Если мы правильно реализуем метод «из руки в руку», то ничего страшного. Если мы не насилуем ребенка изо дня в день: «только так рисуй, только так удерживая руку», если мы даем ему возможность самому порисовать — обязательно…
Вот мы рисуем травку для лошадки: провели несколько травинок, пока поем, и отдали кисть, а ребенок-леворучка сам переложит ее в левую руку. Либо можно положить кисть, и пусть ребенок сам ее возьмет.
Можно попробовать разные способы, чтобы дать ребенку возможность определить, какая рука у него ведущая. Бывает, что она меняется. Есть дети, которые обеими руками успешно действуют. И их немало. Поэтому поочередно вкладывайте кисть в обе руки.
Если вам уж совсем неудобно левой рукой рисовать, а ребенок хочет, значит, правой рукой показали и вложили в левую ребенку. И он будет продолжать уже сам левой рукой. Но Вы правой показали действия проводящие — сверху-вниз травинка или дорожка слева-направо длинная, показали это и отдайте, пусть ребенок своей рукой, удобной ему, реализовывает.
Надо теперь Вам показать, как листики рисовать, опять взяли на 1-2 секунды своей правой правую руку ребенка, показали и отдайте опять ему, в его ведущую руку.
Вот мы рисуем травку для лошадки: провели несколько травинок, пока поем, и отдали кисть, а ребенок-леворучка сам переложит ее в левую руку. Либо можно положить кисть, и пусть ребенок сам ее возьмет.
Можно попробовать разные способы, чтобы дать ребенку возможность определить, какая рука у него ведущая. Бывает, что она меняется. Есть дети, которые обеими руками успешно действуют. И их немало. Поэтому поочередно вкладывайте кисть в обе руки.
Если вам уж совсем неудобно левой рукой рисовать, а ребенок хочет, значит, правой рукой показали и вложили в левую ребенку. И он будет продолжать уже сам левой рукой. Но Вы правой показали действия проводящие — сверху-вниз травинка или дорожка слева-направо длинная, показали это и отдайте, пусть ребенок своей рукой, удобной ему, реализовывает.
Надо теперь Вам показать, как листики рисовать, опять взяли на 1-2 секунды своей правой правую руку ребенка, показали и отдайте опять ему, в его ведущую руку.
Не зацикливайтесь на том, что вам точно надо распознать правша ваш ребенок или левша. В раннем возрасте никто вам этого не скажет. Будем действовать, глядя на наших малышей и радуясь их успехам вместе с ними. Счастливых игр!
Ольга Николаевна Теплякова
Если у Вас все чаще возникают трудности и сомнения в играх с малышом, приходите на базовый тренинг "Галки-Игралки". В школе под чутким руководством грамотного педагога все проблемы отойдут на второй план, малыш полюбит творчество и игру, а мама станет спокойнее относиться к таким вопросам.
Ольга Николаевна Теплякова
Если у Вас все чаще возникают трудности и сомнения в играх с малышом, приходите на базовый тренинг "Галки-Игралки". В школе под чутким руководством грамотного педагога все проблемы отойдут на второй план, малыш полюбит творчество и игру, а мама станет спокойнее относиться к таким вопросам.