Как научить ребенка алфавиту: играем с буквами
Вы уже немного знакомы с методикой Тепляковой? Тогда вы наверняка обратили внимание, что мы начинаем изучение алфавита с детками не с букв, а с целых слов. Так что же, ребенок и алфавит знать не будет? Как же ему учиться в школе? Не волнуйтесь, малыш легко освоит азбуку в игре! Своими рекомендациями, как научить ребенка алфавиту, и идеями самых простых игр с буквами делится наш главный эксперт Ольга Николаевна Теплякова.
При обучении чтению маленького ребенка очень важно использовать буквы сразу в осмысленных словах и словосочетаниях. Малышу легко предъявить написанное слово целиком, ведь оно обозначает вполне определенное понятие: вот это кот, а это мама. Также ребенок может понять действие, описанное словом (упал, дай, на, идет и т.д.). Через некоторое время он начинает анализировать сами слова, замечает, что слова «мама» и «Маша» очень похожи, их отличает только одна буква. Или «папа» и «мама» тоже похожи, ритмически произносятся одинаково, но по-разному звучат.
Постепенно ребенок учится видеть, что слово состоит из букв-звуков. Он начинает выделять звук и букву в слове, отслеживать, как меняется слово при изменении буквы, звука. Наряду с использованием отдельных слов в начале обучения, мы постепенно включаем игры с фразами, анализируем слова, делим слова на части, а потом и на отдельные буквы. Мы играем, а не просто зубрим алфавит, буквы и слоги, и процесс чтения становится привычным и естественным для малыша.
Прочитать подробнее о методике обучения чтению Тепляковой можно здесь. А сейчас попробуем поиграть с буквами!
Игры с магнитной азбукой
Обычная магнитная азбука отлично подойдет для игр с малышом! Только лучше, если это будут пластиковые буквы, а не картонные карточки с буквами. Приглашая ребенка играть, скажите: «Смотри, жук!», и тут же составьте из букв это слово. Можно при этом использовать специальную доску для магнитной азбуки или просто выкладывать слова на дверце холодильника. Слова следует выкладывать не очень высоко — так, чтобы ребенок мог достать до букв рукой и потрогать их. А остальные «лишние» буквы пусть располагаются гораздо выше, чтобы не мешать малышу.
Подвигайте буквы, чтобы ребенок видел ваши действия. Возьмите его за руку и, прикладывая его пальчик к каждой букве, произнесите: «ж-у-к, жук!» Произносите поочередно слово целиком, затем снова по буквам, и опять слитно — так, чтобы малыш понял, что это за слово и из каких букв оно состоит. Даже если вам кажется, что малыш не очень заинтересован игрой, поиграйте немного сами, не принуждая его к активным действиям. Через какое-то время кроха обязательно заинтересуется игрой, особенно, если вы будете использовать интересные и знакомые для него слова(папа, машина, паровоз, дождик и т.д.).
Возможно, он сразу захочет сложить какое-нибудь слово. Чтобы облегчить ребенку задачу, всегда оставляйте несколько букв, из которых можно составить простое слово: «кот», «усы», «мышка». Допустим, сегодня вы складывали слово «сыр» вместе с ребенком. Игра закончена, но буквы от него перемешайте и оставьте так, чтобы ребенок мог достать. Наверняка малыш подойдет и попробует составить это слово сам (вся остальная азбука находится гораздо выше, а внизу только эти три буквы). Задание оказывается гораздо более сложным, если малышу приходится выбирать буквы для слова из большого количества букв. Тут необходима некоторая помощь взрослого, чтобы не ошибиться. Такие игры с магнитной азбукой помогают легко и просто познакомить ребенка с алфавитом.
На видео Ольга Николаевна со своей внучкой Варей (1,8) составляют слова из букв.
Азбука из цветного картона
Подготовьте несколько листов цветного картона. Вместе с ребенком придумайте слово, которое собираетесь написать, например «кот». Вырезайте вместе с малышом или сами (но при ребенке) разноцветные буквы (высота 7-8 см, толщина около 1 см). Положите буквы на стол и прочитайте вместе с ребенком, дотрагиваясь его пальчиком до каждой буквы: «Кот!» Положите рядом с готовым словом светлый лист бумаги и перенесите на него ваше слово, прочитайте его. Яркими фломастерами обведите каждую букву. Уберите картонные буквы и полюбуйтесь, как красиво получилось.
С этими обводками можно поступить по-разному: можно раскрасить акварелью, проводя внутри контуров, а можно поиграть как в лото, накладывая буквы на обведенное слово. Более сложное задание выглядит так: складываем из больших картонных букв «кот». Складываем на листе бумаги и предлагаем ребенку написать это же слово тут же на листе. И Ребенок пишет фломастером буквы гораздо меньшего размера. В этом задании ребенок учится обращать внимание не на величину буквы в слове, а на ее написание.
А в следующем задании малыш понимает, что форма буквы не зависит от цвета. Выложите вместе с ребенком слово «кот» из картонных букв. Теперь заберите из этого слово букву «О», а взамен дайте малышу букву «О» другого цвета. Пусть ребенок выберет, какую букву он хочет положить на слово. Пока выбирает, он обязательно заметит разницу в цвете, но соответствие по форме.
После игр складывайте картонные буквы в коробочку и убирайте. Через некоторое время в вашей коробочке накопится много букв, некоторых будет по две, по три и все они будут разноцветные. Теперь мы можем выкладывать наши буквы в алфавитном порядке: «А, Б, В...» Хранить алфавит можно не только в коробочке, но и в специальной «кассе» из ткани, пластика ( можно сделать своими руками или купить готовую).
Буквы на картонных карточках
Если мы возьмем любое готовое слово, мы сможем его разрезать на буквы и снова сложить. Сначала сделайте это сами, а потом предоставьте сделать это ребенку. Слова должны быть крупные (6 на 15-20 см). Так можно поступать со всеми знакомыми ребенку словами. Это позволяет малышу сделать анализ слова по буквенному составу. Любые буквы (картонные, пластмассовые, на карточках) можно смешивать между собой, и составлять из них слова, это очень развлекает малышей и позволяет увидеть неизменность самой буквы по форме.
Любую азбуку можно использовать и для «загадок». К примеру, взрослый сложил часть слова: «м-а-м-...», а ребенок может добавить недостающую букву. Чтобы облегчить задание, вначале сложите слово целиком, прочитайте его, затем уберите одну букву (последнюю) — просто отодвиньте ее немного в сторону — так, чтобы ребенок ее видел. Затем предложите ребенку поставить недостающую букву на место.
Возможны другие варианты игр с буквами, различные по сложности. Например, Вы даете ребенку по одной букве, в той последовательности, как и в слове, он составляет из букв слово, затем вы вместе его читаете. Более сложное задание, когда вы пишете на листе бумаги или картона крупные слова, а ребенок под надписью (или рядом на поверхности) выкладывает их буквами.
Ольга Теплякова
Материал был подготовлен для «Онлайн-школы чтения по методике Тепляковой».
Хотите научить ребенка читать в увлекательных играх, а не в нудной зубрежке? Присоединяйтесь к тренингу "Учимся читать в игре"!
И конечно, подписывайтесь на рассылку «Галки-Игралки», чтобы получать бесплатные материалы о раннем развитии и отличные развивающие игры для малышей!
здравствуйте, подскажите, а к играм с буквами переходить, уже когда достаточно много играли с карточками и ребенок уже некоторые слова узнает-читает? Или можно их проводить параллельно?
Светлана, к буквам мы обычно переходим через 1, 5 - 2 года игры со словами, не раньше)) не спешите Вы с этим