Ребенок и компьютер: стоит ли откладывать знакомство?
Совсем недавно мы писали о детях и планшетах, и эта тема вызвала большой отклик среди мам. Поэтому мы попросили поделиться своим профессиональным мнением на этот счет психолога Екатерину Буслову, которую многие из вас знают по проекту ipsyholog.ru. Каких последствий стоит ждать, когда ребенок проводит много времени за компьютером, читайте в заметке Екатерины.
Чтобы каждый родитель мог сделать вывод о том, в каком возрасте и в каком объеме позволять ребенку знакомиться с компьютером (планшетом, айфоном, игровой приставкой), давайте прежде всего посмотрим на негативные эффекты такого общения ребенка с техникой. Безусловно, родителям очень удобно, когда ребенок подолгу занимается за компьютером. Тихо, никто не отвлекает, не задает никаких вопросов, не просит поиграть. Но проходит время и родители начинают замечать немало неприятных последствий такого времяпровождения. Давайте на них посмотрим.
1. Ребенку все остальное может стать не интересно. По сравнению с ярким, увлекательным, цветным, фантастическим миром, который предлагает компьютер, реальный мир уходит на второй план. Все вокруг начинает казаться блеклым и неинтересным. Ребенок перестает удивляться простым вещам — листику в луже, желудю в траве, бегущим по небу облакам, жучку, который заполз в дом, солнечному зайчику на стене. Компьютерные занятия и игры способны вытеснить из жизни ребенка остальные развивающие занятия и интересы.
2. Ребенок привыкает все делать поверхностно. В компьютере не нужно прилагать много усилий, чтобы все двигалось и летало. Достаточно нажимать на кнопки. Хочется, чтобы и в настоящей жизни было так же легко. Эта простота подкупает, ребенок привыкает к ней. И у него могут постепенно утрачиваться усидчивость, старательность, терпение. Зачем что-то долго и кропотливо стараться делать, если можно просто нажать кнопочку, и все произойдет? Зачем терпеливо вырезать, штриховать, рисовать, складывать, составлять руками, если все это будет само летать, собираться, вырезаться, штриховаться с легкостью, да еще под приятные песенки? А если что-то не получилось, всегда можно «заново начать» игру.
3. В случае регулярных игр «в стрелялки», которые так любят мальчики, у ребенка притупляется умение сожалеть, сопереживать, стирается грань между нормой и насилием, стрелять в других кажется прикольным и увлекательным.
4. Вокруг компьютера постоянно происходят конфликты между родителями и ребенком (так же, как и вокруг телевизора). Малыш требует компьютер, закатывает истерики, не может спокойно пережить, что пришло время заканчивать играть. Для него компьютер становится самым притягательным и интересным объектом в доме.
5. Родители (как правило, мама) испытывает чувство вины и беспомощности, когда ситуация заходит слишком далеко. Они чувствуют, что теряют контроль над количеством времени, которое ребенок проводит за компьютером. Расстраиваются, переживают, сердятся, чувствуют, что «что-то не так», но ограничить ребенка становится все сложнее.
6. Ребенок идентифицирует себя с компьютерным персонажем (персонажами) и ему хочется подражать ему, повторять их действия в реальной жизни. Это деформирует его представление о себе, о своем «Я», мешает его самоидентификации. Маленькие дети очень впечатлительны и они быстро начинают подражать тому, что им нравится и что их увлекает.
7. Родители все меньше и меньше времени начинают проводить за играми, занятиями и разговорами с ребенком. Компьютер может стать удобным заменителем маминого внимания и общения.
Перечислять можно долго. Но думаю, этой информации достаточно для того, чтобы родители приняли разумное решение. Я бы рекомендовала как можно дольше оттягивать знакомство ребенка с компьютером до тех пор, пока оно действительно не станет необходимостью. Пусть ребенок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живет реальной жизнью. А компьютер от него никуда не денется. Он научится его использовать за несколько дней, когда придет время. Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное.
Екатерина Буслова
Детский и семейный психолог
Проект ipsyholog.ru
Екатерина Буслова
Детский и семейный психолог
Проект ipsyholog.ru
Но как же устанавливать ограничения, не провоцируя скандалов? - спросите вы. Как быть, если мама с папой работают за компьютером, регулярно используют другие девайсы, и ребенку тоже хочется? А многочисленные развивающие приложения - делать ли исключение для них? Об этом читайте в новых заметках Екатерины Бусловой на нашем сайте.
А также вы можете получить очень полезный подарок от Екатерины — видео-уроки о том, как быстро договориться с ребенком.
А также вы можете получить очень полезный подарок от Екатерины — видео-уроки о том, как быстро договориться с ребенком.
Чушь полная
ну скажем так, такое мнение может быть верным - если общение с компьютером реально становится чрезмерным. в реальности нормальный родитель все-таки не доводит ситуацию до такого состояния.
О позиции Ольги Николаевны Тепляковой можно прочитать в этой статье: https://galka-igralka.ru/content/articles/mama-volnuetsya-raz/zachem-rebenku-planshet
Очень понравилась статья!Спасибо за советы!Не раз наблюдала картины "войны" родителей и детей.