Развитие ребенка в игре: от 1 до 6 лет
Согласитесь, что для дошкольника игра составляет большую часть жизни. Но когда спрашиваешь родителей, какие игры они знают, то очень часто можно услышать, что кроме «дочки-матери» или «в доктора» ничего не помнят и придумать не могут. На самом деле, всё перечисленное – это сюжетно-ролевые игры. Они очень важны, но им предшествуют совершенно другие виды игр.
1-3 года
В этом возрасте малыш очень активно исследует окружающий его мир. И чем активнее он будет его изучать, тем лучше подготовится к играм в более старшем возрасте.
Поэтому, на данном этапе, взрослые должны как можно подробно и интересно рассказывать обо всех предметах, находящихся вокруг. Описывайте все, объясняйте, как этим можно пользоваться, что с этим можно сделать. Не думайте, что если вы что-то считаете скучным, то это тоже неинтересно и для ребенка. Ему-то как раз интересно абсолютно все! Так что уделяйте внимание мелочам, именно так малыш научится не только использовать предметы по назначению, но и видеть в них что-то или кого-то другого.
Поэтому, на данном этапе, взрослые должны как можно подробно и интересно рассказывать обо всех предметах, находящихся вокруг. Описывайте все, объясняйте, как этим можно пользоваться, что с этим можно сделать. Не думайте, что если вы что-то считаете скучным, то это тоже неинтересно и для ребенка. Ему-то как раз интересно абсолютно все! Так что уделяйте внимание мелочам, именно так малыш научится не только использовать предметы по назначению, но и видеть в них что-то или кого-то другого.
Не верьте мифу, что ребенка не нужно учить играть. Еще как нужно! Этот опыт прекрасно перенимается от старших детей, если же их нет, то это задача взрослого.
3-4 года
Это совершенно новый этап в играх – предметная режиссерская игра. Теперь ребенок управляет предметами, а не наоборот. Он начинает понимать, что теперь он хозяин игры: куда хочет предмет туда и ставит, как хочет, так и использует. Именно эти игры помогут ему в будущем управлять ситуацией, людьми, а так же помогут настроить взаимодействие в семье и обществе.
Целых ТРИ задачи ребенок решает во время этих игр:
Целых ТРИ задачи ребенок решает во время этих игр:
- Он – режиссер.
- Он – главный актер.
- Он – самый благодарный зритель.
С одной стороны, именно совокупность этих трех составляющих и закладывает несколько важных личностных качеств:
- возможность самостоятельно строить свою жизнь;
- возможность подстраиваться под ситуацию;
- возможность посмотреть на себя со стороны.
С другой стороны, в такой режиссерской игре малыш учиться играть, существовать в этом игровом пространстве и выходить их него. Это помогает и для развития речи, ведь во время этих игр ребенок проговаривает все диалоги.
Чем же мы, взрослые, можем помочь на данном этапе? Своим опытом! Подключайтесь к игре, рассказывайте малышу про этот мир и как в нем все устроено. Обогащайте сюжет игры!
5-6 лет
5-6 лет
На смену предметной режиссерской игре приходит образная игра. На этом этапе он уже не игрушкой управляет, а собой. Ребенок в состоянии применить на себя того или иного персонажа. Очень часто дети начинают с «превращения» в животных. Как правило, это домашнее животное, которое ближе всего. Со временем ребенок начинает перевоплощаться в сказочных персонажей.
Именно к пяти годам ребенок начинает понимать, что вселенная не крутится вокруг него. Другие люди тоже имеют чувства. Он старается встать на место другого человека.
Как видите, роль игры просто огромна в жизни ребенка и не стоит пренебрегать ей. Конечно, существуют ситуации, когда родители не могут или просто не умеют придумывать игры. Безусловно, здесь могут помочь онлайн школы, тренинги и мастер-классы. Приглашаем Вас на бесплатный мастер-класс нашего партнера Натальи Лейкиной «Игры в песочнице дома? Легко и интересно!». После него у вас точно будут ответы на вопросы:
- Зачем организовывать песочницу дома?
- Как ее организовать?
- Во что в ней поиграть?