Стоит ли учить ребёнка рисовать? Методики Озеровой и Тепляковой
Мама Василиса Замарева поделилась с нами сомнениями: «Хотела заниматься по методике Ольги Николаевны, но возник вот какой вопрос. Прочитала про книгу Марины Озеровой «О детском рисовании», там не советуют помогать детям рисовать, дорисовывать рисунок за ребёнка и т.п, то есть получается «конфликт» с теми принципами, которые применяются, если играть по методике Ольги Николаевны». Отвечает Полина Теплякова, руководитель Галки-Игралки, педагог-психолог с многолетним опытом работы.
Удивительно, но то, что пишет Марина Озерова во многом дополняет методику Ольги Николаевны и не противоречит ей. Как я понимаю, Марина против ШАБЛОНОВ, навязанных в институтах школы, и завышенных требований родителей к реалистичности рисунков. Ну, что же, она полностью права! :-) И мы против этого. Мы за игру на рисунке!
Как и Ольга Николаевна, она одобряет выставки работ. Многие идеи для рисования с ребенком, которые предлагает Озерова, в наших играх представлены на другом уровне. В методике Тепляковой рисование – это не механические раскраски или просто поделки, это целая игровая ситуация, захватывающая ребенка.
Понравилось предложение Марины использовать разные материалы и упражнения на распознавание в изображении образов – почему бы и нет? Но совсем скромно раскрыты СЮЖЕТНЫЕ игры при помощи разных материалов на листе. А ведь рисование может и даже, наверное, должно быть частью общего замысла. Например, уже в школе мы не просто рисовали на тему Древней Греции, а ставили целые спектакли, и это было невероятно круто! Методика Тепляковой с ее сюжетностью становится основой такого синтетического искусства. Сюжетно-ролевая игра ребенка основывается и на опыте его жизни, и на том, какие приемы он взял из игры со взрослыми (старшими детьми, мамой, папой). И не играть в сюжетные игры (в том числе и на рисование) странно.
Для примера, хочу Вам показать работу Марии Огневой, мамы с моего курса, делали вместе с Андреем (2,3 г). Значительную часть делала, конечно, мама. Но Андрей-то сделал рыбу из пластилина – и начал играть с рисунком Рыбы на фото нет, так как он ее утащил.
Такая совместная работа, на мой взгляд, развивает эстетический вкус у ребенка, его ВООБРАЖЕНИЕ и, самое главное, отношения между мамой и ребенком. Но это не отменяет самостоятельного рисования малышом в свободном режиме и не противоречит ему.
Правда, есть некоторые разночтения чисто по практике организации занятий. Например, мы не так активно используем в рисовании с маленькими детьми карандаши (они не такие яркие, как фломастеры, и, чтобы ими рисовать, надо НАЖИМАТЬ, а это сложно). Показываем, как держать кисть/фломастер/мелок правильно, и помогаем ребенку удерживать руку. Уже 1,5-летние дети успешно с этим справляются, если, конечно, с ними играют в другие игры на развитие моторики.
Правда, есть некоторые разночтения чисто по практике организации занятий. Например, мы не так активно используем в рисовании с маленькими детьми карандаши (они не такие яркие, как фломастеры, и, чтобы ими рисовать, надо НАЖИМАТЬ, а это сложно). Показываем, как держать кисть/фломастер/мелок правильно, и помогаем ребенку удерживать руку. Уже 1,5-летние дети успешно с этим справляются, если, конечно, с ними играют в другие игры на развитие моторики.
По моему личному опыту (а я воспитывалась, конечно, по методике О. Н. Тепляковой в ее семье) помощь мамы в раннем возрасте никак не сказывается на мотивации, самостоятельности и креативности ребенка. Это я также могу сказать, потому что видела сотни детей в Петербурге, обучавшихся у Ольги Николаевны. Наоборот, эти дети были порой чересчур креативны и имели другие трудности: как вписаться с этой креативностью в контекст школы.
Наши друзья-мамы получают в итоге схожий результат: дети рисуют с удовольствием и, конечно, рисуют сами. Важно понимать следующее: функция мамы не дорисовать и не нарисовать вместо. В раннем возрасте мама просто показывает при помощи своих рук нужные движения и возможные (!) образы и сюжеты. При этом я всегда говорю мамам:
1) Если ребенок хочет рисовать сам, пусть рисует сам, а Вы рисуйте рядом.
2) Будьте чутки к малышу – помогайте, но не настаивайте, слушайте его, пусть он придумывает, как развивается его сюжет и какой прием применить.
В таком случае ребенок очень быстро начинает рисовать САМ – и это разные картины.
Вы сами подумайте: если мама не покажет новый прием или возможность изобразить новый сюжет, откуда такой маленький ребенок узнает об этой возможности? Да, возможно, что как-то он поэкспериментирует и до многих вещей дойдет сам. Но займет это больше времени. Кратко говоря, мама для малыша раннего возраста – просто источник идей и информации, как рисовать. При этом, если мама не давит на ребенка, желание у него рисовать и импровизировать не пропадает, а, наоборот, усиливается, так как:
а) они рисуют вместе, и ребенок перенимает отношение мамы к процессу и результату;
б) он узнает новые приемы, и, если что, может рассчитывать на мамину помощь (она ведет его в зону роста).
Надеюсь, что мне удалось донести Вам: не стоит отказывать себе в удовольствии рисовать вместе с ребенком и рисовать сюжеты, одобряя малыша, помогая ребенку, но не настаивая на своей помощи и своем видении произведения. И рисуйте хоть изредка рядом сами – обязательно! С соблюдением этих условий ребенок будет ЛЮБИТЬ творчество и обязательно станет (а точнее, продолжит быть) креативным человеком, который, к тому же, еще и умеет воплощать свои замыслы в более или менее социальных рамках.
Так что рисуйте с удовольствием! Все будет хорошо, не волнуйтесь! Вот Вам мои васильки (не бог весть что – кисть не держала толком в руках лет 12, все только с детками), но рисую же.
Это мы делали такой подарок на день рождения Риммы. Так что креативность – вот она, рядом со мной по жизни.
Если у Вас возникают вопросы по методике О. Н. Тепляковой или Вы столкнулись с техническими проблемами при оформлении наших курсов – пишите на [email protected], и наша команда постарается как можно скорее Вам ответить.
Спасибо, рассеяли оканчательно все и мои сомнения!