Малышу виднее или воспитывай наблюдая

"Как? Твой еще не переворачивается на живот? Уже пора! Мой в это время уже ползал!"...
"Как? Вы ещё не ходите на развивашки? Ему же скоро год!"...
Если такие вопросы вы слышите от своих друзей или задаете их сами, тогда обратите внимание на книгу Деборы Соломон "Малышу виднее" (Лабиринт, Озон).


И хотя книга ориентирована на тех, кто вот-вот собирается стать родителем или только что им стал (речь в ней идёт о детях до двух лет), её стоит прочитать и остальным взрослым, чтобы ознакомиться с ещё одним подходом в воспитании. А особенно стоит прочитать мамам, которые любят сравнивать детей со "стандартами" или считают, что если не будут развивать малыша 24 часа в сутки, то он ничему сам не научится.
 
Книга основана на методе Магды Гербер "Воспитывай наблюдая". В первую очередь, он заключается в том, что мы должны полностью доверять ребёнку, как "инициативному, стремящемуся к исследованию и способному учиться самостоятельно".

 
Это стремление заложено природой, поэтому нам - родителям - надо создать безопасную познавательно насыщенную среду и просто наблюдать. При этом мы должны не помогать малышу и не прерывать его. Обучаясь сам, ребёнок приобретает не только навык какого-то действия, но и веру в свои силы, умение преодолевать трудности и справляться самостоятельно с любой ситуацией. А какую радость малыш испытывает, когда у него получается достать игрушку без маминой помощи! Даже на плач советуют реагировать не сразу, а понять, что этот плач означает.

Отдельно хочется отметить - уважение к маленькому человечку. Именно этого очень не хватает в современном мире. Родители командуют детьми, повышают голос, но это не уважение! И как тогда малыш научится уважать родителей и других людей?

Под уважением к ребёнку подразумевается "нежно касаться, медленно поворачивать, бережно обращаться с ним. Мы демонстрируем уважение, если всегда предупреждаем, что собираемся сделать с ним, прежде чем делаем это... Мы поддерживаем зрительный контакт с ребенком, но не заставляем его смотреть на нас, уважая его желание посмотреть куда-то еще или отвернуться, если ему хочется. Мы разговариваем с ребенком и даем ему время осмыслить сказанное. Мы не стараемся отвлечь его от его переживаний, но позволяем полностью выразить свои эмоции..."

Я для себя разделила информацию на две части: психологическая сторона (общение с ребёнком) и техническая (уход за ребёнком). Психологическая сторона очень познавательна и интересна, с ней стоит ознакомиться, даже если Вы потом решите не использовать этот подход. 
 
Но добавлю ложку дёгтя: делать эту книгу настольной я бы не стала, поскольку техническая сторона, хоть и расписана подробно, во многом отстаёт от современных исследований. Например, очень положительно описано использование памперсов, хотя об их вреде уже давно известно. Тут явно виден американский подход, при котором дети, использующие памперсы аж до школы, нормальное явление.

И в заключение замечу, что я, как мама двух дочек, уже выбравшая свой подход в воспитании, не со всем согласна и не все буду использовать. Но несмотря на то, что многое было хорошо знакомым, я что-то для себя отметила: надо будет попробовать. Так что всем, кто ещё не встречался с подходом "Воспитывай наблюдая", могу посоветовать с ним познакомиться.

Галина Зеленцова
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)