Малыши дерутся за игрушку
Вы пришли с малышом в гости к друзьям или к вам пришла любимая подруга со своим ребенком. Вы мило беседуете, а детки вроде бы играют вместе. Но вот раздался крик, Вы бросаетесь на помощь. Ваш Саша вцепился обеими руками в маленький грузовичок с одной стороны, а подружкин сынуля Степа – с другой, и оба истошно орут! Что делать в такой ситуации? На самом деле, сколько людей, столько мнений. И каждая мама или специалист предложит свой путь решения проблемы. Я предлагаю Вам лишь один из способов разрешения конфликта, и не претендую на истину в последней инстанции.
Во-первых, искать виноватого, на мой взгляд – бесполезно и непродуктивно. Поэтому забудьте о выяснении отношений с малышами и о своих вопросах типа "Ты зачем это сделал?"; или упреках "Только жадины так себя ведут!"; или требованиях "Немедленно оставь чужую машинку!" Детям до 3 -4 лет вообще сложно понять, что такое жадность. Для них совершенно нормален эгоцентризм мышления и даже поведения.
Во- вторых, успокойтесь сами, чтобы не передавать свою тревогу детям, ведь от этого лучше им не станет.
В – третьих, быстро включите свои мозги и прикиньте, на что можно быстро переключить внимание малышей, ну, или хотя бы кого – то одного из них.
Вы можете обратить внимание детей на совершенно другой объект. Это, к примеру, может быть яркая музыкальная шкатулка. Не беда, что дорогая и дареная, Вы ведь не собираетесь отдать ее поиграть разбушевавшимся детям, а только покажете и дадите послушать. Может быть, Вам тут же на глаза вовремя попалась большущая пирамида из цветных колец. Высыпаете колечки прямо перед малышами и громко восхищаетесь: "Ах, как красиво!" И тут же начинаете собирать их на пирамидку. Может, рядом есть живая пушистая кошка. Можно показать её малышам: «Ой, как киса говорит – «Мяу!». Но, даже если кошки нет, ее можно с успехом изобразить, встав на «четыре лапы» и сказав громкое «мяу!».
Можно предложить неожиданный способ действия с машиной и попробовать объединить детей в игре. Говорите: "Ой, какая машина!" И одновременно берете ее в руки. Не останавливаясь («О! да она едет!»), катите ее. «А что же тут она везет?» - быстренько грузите одно колечко от пирамидки или кубик. И тут же даете своему Саше в руки кубик, а Степе – другой, и говорите: «Вот, Саша положит», и помогаете расстаться с кубиком Саше. « А вот и Стёпа положит!» И кубики едут на машине, Вы сами их везете. Тотчас можно предложить, не давая опомниться забиякам : «Давайте веревочку привяжем к машине! Где тут веревочка, пошли искать!» Пока ищете, уже не только о ссоре забыли, но часто даже и о самой машине. В таком случае не возвращаетесь к предмету раздора, а ваши веревочки (лучше их будет две!) привяжите к двум разным другим машинкам и помогите детям их катать, а ту, самую первую, спрячьте от греха подальше. В игре "по очереди" важно, чтобы "акт владения" был коротким для каждого ребенка. "Прокатил Саша мяч, теперь Степа!"
Можно предложить две другие игрушки (похожие) и тут же показать, что с ними можно делать. Две разных машинки можно катать на счет: «Раз, два, три! Кати!» и машинки едут к стенке - чья быстрее?
Подведем итоги "разборок". Не теряйте самообладания! Попробуйте переключить детей на игру с другим объектом. Помогите малышам поиграть с понравившимся предметом по- новому, так чтобы каждый из игроков смог принять участие в игре.
Ольга Теплякова.