Математика для малышей: учим простые понятия в игре

Много и мало, часть и целое, большой и маленький... Вроде бы простые понятия, а объяснить их малышу — целое искусство. Да еще так, чтобы получилась увлекательная игра, а не нудный урок математики! Своими советами, как познакомить малыша с математическими основами, простейшим счетом и геометрическими фигурами в игре, делится Ольга Николаевна Теплякова.




В игры с элементами математики можно начинать играть с годовалого возраста, малыш уже способен освоить понятия «много-мало» или понятия геометрической формы, а также многие другие. Рано научившийся математическим понятиям и навыкам ребенок включает это умение во все свои игры и занятия. Математика становится естественной и неотъемлемой частью его жизни. Это помогает ему легче и полнее познавать мир вокруг себя.

Много и мало

Понятие количества или понятие «много-мало» очень важно, освоив его, малыш может переходить к сравнению количества «больше-меньше», а затем и осваивать счет. Во-первых, обеспечьте малыша материалом для действия, дайте ему для спонтанной игры много небольших предметов (кубиков, вкладышей, игрушек) и емкостей для распределения этих предметов (старые сумки, кастрюли, шляпы, обувные коробки). Активно действуя с предметами, ребенок начнет на уровне интуиции понимать, что такое много, а что такое мало.

Во-вторых, общаясь с малышом в игре или в быту, старайтесь как можно чаще обозначать количество предметов. Например, накладывая кашу, говорите: «Вот как много каши у папы в тарелке, а у Вани мало каши» или «Здесь много игрушек! Здесь мало!», или «Как много кубиков в коробке!». Затем начинается сравнение: здесь больше, а здесь меньше, а со временем ребенок обучается отсчитывать предметы, чтобы сравнить количество предметов: «Здесь три! А тут пять! Тут больше!». С таких немудреных игр и начинается обучение математике.

Числа и счет

Здесь важно, чтобы ребенок не просто перечислял вслух цифры (1, 2, 3), а действительно представлял себе каждое число. Для этого мы не просто называем числа малышу, но все время показываем их на самых разных предметах. Используйте для счета интересные, важные для малыша предметы: например, куклы, машины, кубики. Сделайте счет необходимым ребенку в его собственной игре и личной жизни. Можно, например, так вести разговор: «Сколько тебе игрушек дать? Две, держи две игрушки!» или «Дай мне две ягоды, пожалуйста! Положим их в варенье, вот какое вкусное варенье получилось!»

Пересчитывание предметов, таким образом, становится для малыша нужным и интересным, число оживает и делается понятным ребёнку. Важно также, чтобы малыш понимал состав числа: к примеру, что 3 это 1+2, а 2 это 1+1, что 3 больше 2 на 1, а 2 больше 1 тоже на 1. Чтобы ребенок мог уверенно прибавлять и отнимать числа, постоянно демонстрируйте ему вычитание и сложение на конкретных предметах: «Вот у меня 3 яблока, одно я дам кукле. Осталось 2 яблока!»



Геометрические фигуры

Умение определять геометрическую форму предметов очень значимо для ребенка. Это нужно и для обучения геометрии, и для его повседневной деятельности. Даже просто рассматривая тот или иной предмет, мы сразу же определяем его геометрическую форму: «Круглое яблоко, прямоугольное окно». Научить ребенка видеть окружающий мир в геометрических формах можно как с помощью специальных игр, так и общаясь с ним, указывая на геометрические фигуры вокруг: «Смотри, круглый апельсин! Треугольная крыша у домика!». Но не стоит поступать обратным образом, например, показывать на круглый вкладыш в развивающей игре и говорить, что это солнышко. Малыш может подумать тогда, что все, что имеет круглое форму, и есть солнышко.

Большой и маленький

Умение сравнивать величины необходимо малышу как в его обыденной жизни, так и для последующего обучения в саду и школе. В раннем возрасте нужно обучить малыша определять величины визуально, на глазок. Общаясь с ребенком в игре или в быту, вы можете акцентировать его внимание на величине объектов, с которыми вы действуете: «Папе дадим самую большую тарелку, маме – поменьше, а Данечке – самую маленькую!» При этом можно специально создавать такие ситуации, когда определение величин станет нужным малышу.

Постоянно фиксируйте признаки величины и длины на разных предметах, чтобы малыш не думал, что большими, поменьше и самыми маленькими бывают только тарелки и торты. Постепенно ребенок сможет строить возрастающий и убывающий ряд из величин: самая длинная палочка, чуть короче, еще короче и т.д. На понимании же возрастающего и убывающего ряда строится представление о числовом ряде: 1 (самый маленький), 2 (чуть больше), 3 (еще больше) и так далее.




Часть и целое

Очень интересно показать малышу понятие часть и целое. Когда целое делится на какие-то части, при этом не обязательно одинаковые. Например, яблоко можно поделить на две части, потом соединить. Это красное яблоко. Потом возьмем зеленое и сделаем так же. А потом поменяем половинки от красного к зеленому и тоже соединим. И все равно будет целое. Можно часть и целое показать, разрезая пирог или хлеб. Поиграйте в такие игры. Ребенок увидит интересное явление, что целое всегда равно количеству его частей. И даже, если части разные. А дальше ребенок может видеть состав числа в виде дробей. Например, если разрезать пополам, то эта ½ и эта ½. Понятие дробей используется на равных частях. Так, играя с простыми предметами, можем проходить даже дроби.

Простые математические игры также помогут малышу разобраться с понятиями парности, симметрии, измерения расстояния, времени и другими. Как видите, математические понятия пронизывают всю нашу жизнь. Играющий ребенок может освоить их легко и радостно.

Вы уже пробовали так играть с малышом? Какие у вас любимые математические игры? Расскажите в комментариях, нам очень интересно!

А если вы пока не совсем понимаете, как правильно строить такие развивающие игры и органично вплетать в них математику, добро пожаловать в наш тренинг по математике по методике О. Н. Тепляковой! 



Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)