Как читать книжки, чтобы это развивало речь ребенка?

Как выбрать книжку для ребенка? Какие сказки подойдут лучше всего? Какими должны быть иллюстрации и шрифт? Как увлечь кроху чтением, если ему неинтересно? Как играть по любимой книжке? А главное, как правильно читать книжки с малышом, чтобы стимулировать развитие речи? Своими советами делится эксперт нашего тренинга по развитию речи Анна Маковей.



1. Выбираем книгу

Какому жанру отдать предпочтение? Сказкам? Рассказам? Читайте все! Рассказики могут быть и повествовательные (о каком-то событии, в таких обычно преобладают действия), и описательные (описывают какой-либо объект, чаще в таких рассказа преобладают свойства и признаки). Сказки тоже бывают разные — народные и авторские, о животных, на бытовые темы (например, «Каша из топора»), волшебные. Выберите то, что Вам по вкусу! Но важно помнить при этом, что не каждый текст детской книги подойдет для малышек. Пусть это будут максимально простые произведения, со знакомыми героями.

Сказки, где действие повторяется, в народе раньше называли «докучными». Примеры таких сказок: «Колобок», «Репка», «Зайкина избушка», «Зимовье зверей», «Рукавичка» и многие другие (можете продолжить этот список ниже, в комментариях). Чем они ценны для ребятишек? Сюжетная линия простая и повторяющаяся. Это позволяет крохам чувствовать себя уверенно в знакомых условиях, хорошо запоминать действия и героев, последовательность событий. В дальнейшем с такой сказкой очень удобно играть в ролевые игры — ведь они запоминаются практически наизусть!

2. Рассматриваем иллюстрации

Рисунки в первых книгах малыша должны быть простыми, яркими, крупными, без большого количества деталей. В плане развития речи такие картинки очень хороши тем, что можно по ним задавать малышу вопросы («Где у зайки ушки, носик, глазки?», «Какого цвета у собачки шерстка?», «Где мячик?» ) и составлять небольшие рассказы из 1-2 предложений («Смотри кто здесь! Колобок! Круглый , румяный, веселый! Вот какой Колобок!»)

3. Оцениваем текст

Текста должно быть немного, и желательно, чтобы набран он был достаточно крупным шрифтом. Так крохе интереснее будет водить пальчиком по словам — «читать». Это поможет развить у малыша интерес к печатному слову и вызовет желание узнать, какой смысл скрывается за этими маленькими картинками.

4. Сначала читаем сказку сами

Нужно это для того, чтобы сказку запомнить и немного упростить ее: найти и заменить слова, которые крохе пока непонятны (например, в сказке «Кот и лиса» есть слово «бургомистр», в сказке «Мужик и медведь» — «вершки» и «корешки», «телега», в сказке «Лисица-сестрица и серый волк» — «изба», «тулуп», «запряг», «коромысло» и другие. Не все слова можно заменить. Подумайте, как объяснить их значение крохе. Также можно немного сократить и содержание. Например, в сказке «Волк и семеро козлят» вовсе не обязательно петь песенку козы целиком! Можно останавливаться на «Ваша мама пришла, молочка принесла».

5. Добавьте эмоций!

Многие мамы замечают, что малыш быстро утрачивает интерес к чтению, вырывает книгу из рук или перелистывает страничку. Отчасти причина может быть в том, что когда Вы читаете книгу Вы не смотрите на кроху. Используйте чтение-рассказывание: листайте книгу, но не прочитывайте текст, а рассказывайте его, время от времени посматривая на карапуза!

Пользуйтесь разными средствами выразительности в речи: повышайте и понижайте голос, изменяйте его тембр (например, когда говорите за зайку и за мишку), добавляйте междометия и звукоподражания. А может, и свои слова — это не страшно, и добавляет «живинку» в текст («Ой-ой-ой! Колобок! Не прыгай лисе на язычок! Лиса съест тебя!», «Эх... Никто дом строить не хочет! Придется самому!», «Говорит ежик лягушке: «А давай наперегонки! Кто кого догонит, тот того и съест! Вот какой хитрый ежик. Как побежал ежик: топ-топ-топ-топ! Только пяточки засверкали!») Это поможет дольше сохранить внимание ребенка, передать ему свои эмоции и чувства, научить его пользоваться средствами выразительности в речи, а возможно, и простимулирует появление первых слов!

6. Создайте обстановку, располагающую к чтению.

Место для чтения должно быть достаточно светлым. Уберите из поля зрения малыша лишние предметы, которые будут его отвлекать. На первых порах даже книжечки выбирайте те, где всего одна сказка. Если папа рядом смотрит футбол по телевизору — перейдите в другую комнату.

7. Играйте в сказку после ее прочтения!

Как можно играть по книжке?
  • Задавать крохе вопросы по ходу чтения: «Чей это домик? А это чей? Кто тут на печи лежит?"
  • Поиграть в «Доскажи словечко» с ребятками, которые уже немножко разговаривают и знают содержание сказки. В нужном месте останавливаете чтение и немного ждете, когда кроха закончит фразу.
  • Поиграть в сказку с игрушками.
  • Сделать игру-шнуровку по этой сказке.
  • По мотивам любимой сказки сделать книжку.
  • Для деток от 3 лет и старше — угадать, из какой сказки герои (мы с сыном используем слова, написанные на картонках, с этой целью отлично подойдут и фигурки, вырезанные схематично из картона или из старой раскраски).
  • Слепить героев из пластилина!
Для чего это нужно?
  • Малыши очень любят читать одно и то же много раз. Игры вносят разнообразие и дают маме возможность для творчества.
  • В игре малыш закрепляет слова, лучше понимает содержание сказки.
  • В знакомой ситуации малыш чувствует себя уверенно, легче идет на контакт и быстрее начинает разговаривать.
  • Крохи учатся играть самостоятельно по знакомому сюжету, строить свой сюжет на основе сказочного.
Приятного чтения!

Анна Маковей
Логопед-дефектолог
В написании заметки использовались материалы книги «Мама, я хочу читать» Ольги Николаевны Тепляковой.
 
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (2)

  1. 25.03.2015 Ирина

    Мои дочери любят книги. Младшая сама с удовольствием листает, ей 2.5 года. Перед сном обязательно читаем, сама выбирает с полки книжку, иногда даже с пословицами и поговорками приносит))) приходится смотреть картинки и что-то придумывать. Единственное, что по книжках не играем потом, очень редко, жаль. Оказывается все это не так сложно. Пробовали разыгрывать курочку рябу, получилось здорово!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  2. 26.03.2015 Вика

    спасибо за статью! кстати, вспомнила, что мне очень не понравились упрощенные сказки в альбоме для развития речи малыша. Из детства хорошо помнится фраза про репку "тянут-потянут, вытянуть не могут!", а тут как-то просто сформулировано. Или про Колобка вместо сложного процесса приготовления (загадочное поскребывание сусеков) - баба просто "испекла колобка". Мне в детстве верилось, что может и правда, если поскрести по сусекам, будет живой колобок, а не булочка...

    а так книги обожает сын буквально с 5 месяцев сам смотрит, перелистывает, требует выдать что-то из шкафа :) весь в папу!!!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":