Игры для малышей до года: зачем и как?

Что нужно маленькому карапузу? Чтобы его кормили, вовремя мыли, тепло одевали и мама всегда была рядом? Многие считают, что играть с новорожденными нет смысла, ведь они еще ничего не понимают. На самом деле психологами доказано обратное. Наш главный методист О. Н. Теплякова расскажет, зачем и в какие игры играть с младенцами.
 
902-1-1

Польза игры для младенца
 
У только что родившегося малыша природой заложено множество инстинктов, желаний и потребностей, в том числе –  потребность в тесном общении с мамой, для чего как нельзя лучше подойдет простая игра. Мама может просто улыбаться или щекотать, поглаживать или дуть на малыша, петь песенку или покачивать младенца из стороны в сторону. Все эти занятия благотворно влияют на развитие крохи, а уже с месячного возраста он сам начинает активно принимать участие: улыбается, замирает при приближении мамы, заглядывает ей в глаза.
 
Что же полезного приносят с собой игры в жизнь малышей до года?
 
- Ласковый голос мамы, ее увлекательные рассказы и веселые песенки помогает становлению речевых функций малыша. У ребенка активизируются артикуляционные мышцы, ротик начинает то открываться, то закрываться, малыш пытается, хоть пока и неосознанно, повторять за мамой движения губ, глаз, выражение ее лица. Поэтому мы можем говорить, что звуки речи не только улавливаются на слух, но и стимулируются при помощи маминой мимики, артикуляции, жестов, поведения и особенно эмоций. Таким образом ребенок учится речи.
 
-  Если мама отстраненно бегает и что-то говорит, а ребенок не видит ее, он чувствует, что он один. Во время игры же мама всегда рядом, она наклоняется к своему малышу, поднимает его на уровне лица – происходит взаимное общение. Младенец может наблюдать за мамиными эмоциями и будет учиться эмоциям сам.
 
- Игра – это эмоциональное общение между ребенком и мамой, формирующее отношения между ними. Каким-то образом малыш понимает, что это мама и она его очень сильно любит, она готова отвечать на все его запросы, потребности, готова идти ему на помощь в любую секунду. Именно это формирует практику дружбы, взаимопонимания и желания дальше общаться.
 
Очень важно выбрать подходящий момент для игр с новорожденным. Необходимо, чтобы малыш был сыт, не хотел спать, не болел и не капризничал. Мама тоже должна быть в хорошем расположении духа и охотно играть с малышом.
 
Игры с младенцами
 
Как только малыш освоится после выписки из роддома, его ждет множество интересных занятий, таких как массаж, купание, выкладывание на животик. Сразу же можно начинать играть. Чем чаще, тем лучше. Если ребенок практически здоров, мы будем полноценно общаться с малышом.
 
1. Игры-диалоги.
 
Самые первые игры для таких маленьких детей (от рождения и до 2-3 месяцев) – игры-диалоги. Вот малыш проснулся, поел, он доволен и заглядывает маме в глаза. Можно его положить и разговаривать с ним с высоты, наклоняясь над ребенком, песенку спеть, улыбаясь. А можно его приподнять на уровень вашего лица и сделать полноценный диалог мамы и ребенка:
 
– Привет, Сашенька!
– Какой, Сашенька, у нас большой! и т. д.
 
Ваши лица должны быть на расстоянии 30-40 см, а ребенок почти в вертикальном положении. Это положение оптимально, потому что так лучше усваиваются звуки речи и эмоции. Горизонтальное положение намекает на сон, а в вертикальном положении малыш готов долго (2-5 минут) общаться с мамой.
 
О чем говорить с младенцем? Да обо всем! Доказано, что малыши в грудном возрасте понимают очень многое, гораздо больше, чем мы думаем, хоть и на подсознательном уровне. Можете рассказывать ему все что угодно, стараясь избегать неприятных тем, например:
 
902-2-2

– Ой, сейчас бабушка придет! Ой, что бабушка Сашеньке принесет!

2. Мамино пение
 
Песни дают малышу гораздо больше информации, чем просто речь. Возьмите самые простые песенки из игр Галки-Игралки:
 
Дождик-дождик – кап, да кап,
Ты не капай долго так.
Дождик-дождик льётся,
В руки не дается!
Кап-кап-кап.
 
Вместе с песенкой можете сделать легкий и ненавязчивый массаж кистей рук малыша: в левой ладони держите раскрытую ладошку малыша, а правой рукой можете постучать по малышовой ладошке своими двумя или тремя пальцами. Тоже проделайте и с другой ладошкой.
 
Можно спеть и другие песенки. Подойдут песни про дождик, бусины, отличающиеся своей ритмичностью. Главное, чтобы песня нравилась маме.
 
Кап-кап,
Кто там?
Кап-кап,
Что там?
Это дождик вышел
Погулять по крыше.
Кап-кап-кап.
 
Массажик кистей рук в этом возрасте отличается меньшей длительностью и интенсивностью: достаточно хлопнуть пару раз по ладошке.
 
Некоторые мамы стесняются петь сами, поэтому включают записи детских песенок. Но здесь ребенок не чувствует ваши эмоции. В песнях мамы он чувствует вашу любовь, чувствует, как вы его обнимаете, видит, как ваш рот открывается и как ваши губы движутся. Губы поют эту песенку, и они поют в удобном темпе: если ребенок зашевелился, вы эту песенку приостанавливаете или меняете темп исполнения, а в магнитофоне чужие люди, и поют они одинаково. Так что учите песенки наизусть и исполняйте их своим малышам сами.
 
3. Веселые танцы
 
Кроме диалогов и песен в арсенале молодой мамы есть еще танцы. Берем малыша на руки вертикально и прижимаем к себе. Не обязательно изображать сложные па, достаточно шагов в одну и другую сторону, вперед-назад или просто перетаптывания с ноги на ноги.
 
4. Ритмические игры
 
Представленные выше игры подходят для деток с рождения. Ритмические игры можно начинать с 2-4 месяцев.
 
Мама берет погремушку и звенит ею, исполняя любую песенку. Можно не только погреметь погремушкой, но и постучать ею или палочкой по коробке:
 
Закружились бусинки,
Та-та-та,
Та-та-та!
 
Детки очень быстро учатся подпевать. Важно, что малыши, с которыми так играют-поют с раннего возраста, а не просто перед сном, разговаривая, танцуя, начинают говорить намного раньше.

5. Изобразительная деятельность

 902-3-3

Начиная с полугода, когда малыш учится присаживаться, мы можем начинать заниматься изобразительной деятельностью, можем понемногу показывать и живопись, и аппликацию. Он сможет участвовать в этих процессах, что будет большим плюсом.

6. Предметная деятельность
 
В 4-6 месяцев дети начинают хватать и удерживать предметы. Значит, пришло время новых игр! Не переживайте, когда ребенок тащит в рот, облизывает предметы – это обследование ртом и в этом нет ничего противоестественного. Главное, чтобы игрушки были безопасными: не покрытые ядовитой краской и без острых краев. Отучить ребенка тащить все в рот нельзя, так что даем ему только те игрушки, в которых мы уверены.
 
Для умеющих сидеть деток предметная деятельность выходит на первый план. Малыш может свободно действовать обеими руками, брать, перекладывать, пересыпать. Ребенок начинает ползать повсюду, не только наблюдая, но и ставя свои маленькие эксперименты: упадет – не упадет, зазвенит – не зазвенит. Именно в возрасте 6-10 месяцев просыпается настоящая любовь к предметной деятельности, а из этой любви вырастает математическая и исследовательская деятельность. Это тоже очень важный этап в развитии малыша.

Не забывайте почаще разговаривать с малышом, рассказывать ему обо всем, петь песенки, танцевать, разнообразно играть. Неважно, сколько ему от роду – две недели, два месяца или два года.  Доказано, что даже в материнской утробе ребенок уже кое-что слышит и понимает.
 
 
Если Вы – новоиспеченная мама и у Вас возникли трудности, приходите к нам на курс гармоничного развития младенцев «Первый год». Там Вы сможете не только пообщаться с такими же молодыми мамочками, но и получите качественную консультацию от экспертов.
 
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)