Чтение как игра

Многие мамы, занимаясь ранним развитием своего малыша, очень хотят привить ребенку любовь к чтению и научить его читать в раннем возрасте. Вопрос чтения очень непростой, ведь на сегодняшний день есть куча мнений "за" и "против", много страхов и трудностей. Своим мнением делится Ольга Николаевна Теплякова, опытный педагог и психолог.

«Боюсь, что ребенок не зачитает»

Не бойтесь, что ребенок не зачитает! Вообще, не надо ничего бояться — просто играйте! Потому что наши родительские страхи в минуту игры передаются нашим малышам, а зачем это надо? Просто спокойно играйте. Чем меньше Вы будете тревожиться, беспокоиться, суетиться во время игры, тем меньше Вы будете предъявлять требований к ребенку. Вы не будете показывать малышу, что Вы чего-то ожидаете, не будете его подталкивать.

Ведь если человек идет, как нам кажется, медленно, и мы хотим ему помочь, подтолкнув сзади, можно сделать это так, что человек упадет. Так и с нашими малышами, которых мы хотим подтолкнуть. Ведь как мамы подталкивают своих малышей?

Часто мама дает не только ту задачу, которая поставлена в игре. Например, в игре «Кошки-мышки» задача очень простая: познакомить ребенка с действиями, с тем, что кошки ловят мышек, и дополнительно сообщить об этом в стихотворной форме, может быть, спеть немного. Все, других задач нет. Но мамы начинают искать, как можно дать чтение, если это школа чтения, или счет - в математической школе. Они начинают нагружать ребенка еще и еще, какими-то более сложными играми. И игры перестают работать.

А почему так происходит? А потому что мама боится, что тётя Оля (я то есть) мало дала на эту игру, пожадничала задач. И мама решила, что надо добавить. Это очень часто случается. Поэтому, я очень боюсь, когда мамам кажется, что ребенок чему-то не научится, что-то не успеет.

Когда Вы приступаете к обучению в тренинге, Вы видите какую-то статью, слушаете лекцию или смотрите видео, Вам кажется, что «вот там все получилось, а у нас — еще неизвестно, получится-не получится». Но Вы забываете о том, что не в эту секунду, не в эту минуту должно получиться!

Вы вспомните, что у всех пришедших в тренинг детки-то разные! Ну как Вы думаете, что если у одной мамы ребятенку полтора года, а у другой — два с половиной, а у третьей — четыре, должны же отличаться их результаты?! Кроме того, и условия у всех разные. Каждая семья, каждая мама и малыш начинают заниматься в разное время и делают это в разном темпе. Конечно, время начала чтения будет отличаться, и иногда очень значительно. Ничего страшного в этом нет. Ну, на полгода позже он зачитает, ну и что? Ребенок все равно научится любить процесс чтения.

А почему? Потому что мама расслабилась и поиграла. Поэтому перед мамами в наших школах я всегда ставлю только одну задачу - научиться играть со своим малышом. Все! Больше ничего не надо! Не надо от них ничего требовать, не надо никуда подталкивать, нагружать множеством задач.


Но не нужно ждать, что ребенок научится читать, как только закончится тренинг. Так не бывает! Так может быть, если до этого много-много занимались, и совпало так, что Школа просто закончила этот цикл научения чтению. Ребенок уже был готов зачитать, знал и песенки, и стихи, и хлопал, и топал, и пел, и рисовал, и обводил. И вот уже тогда он начал складывать буквы в слова. Пожалуйста, отнеситесь спокойно к срокам начала чтения. Главное, чтобы Вы сами поняли, как это вообще происходит, и наполнились любовью к Игре.
 
«Что считать осознанным чтением?»

Психологи относятся к этому вопросу по-разному, но я думаю, что осознанным чтением можно считать самостоятельное прочтение слов, простых фраз, близких по бытовым и игровым условиям к ребенку.

Конечно, прежде чем ребенок прочитает фразу, он начнет читать отдельные слова. Какие слова — те, которые он хорошо знает, которые ему близки. Те, которые являются кусочками знакомых фраз и знакомых строчек. Может быть, тех фраз, которые мы употребляем каждый день. Слова не просто отдельные какие-то, выученные неизвестно откуда и о чем, а те, которые дороги, любы ребенку. Эмоционально значимые для него.


Мы часто задумываемся, а каким образом происходит это прочтение? По этой методике, прочтение происходит не так, как по привычной, традиционной, как в первом классе учат. Там сначала выучивают буквы, звуки, а потом складывают их в слова. 

А здесь так: сначала мы видим какую-то ситуацию (например, дождик), обследуем ее с разных сторон и лучше в разных модификациях, участвуем в ней сами — делаем дождик, и отстукиваем, и посыпаем, и обводим, и песню поем.

И слово «КАП-КАП-КАП» написанное красным, синим, зеленым, и ребенок видит, что одни и те же буквы могут быть разного цвета, разного размера, они могут быть в разных местах, но все равно они значат одно и то же.  Вот это первое, с чего начинается знакомство ребенка с написанным словом, и идет соотнесение звучащего и написанного. Это первый этап.

А на втором этапе он начинает сравнивать конкретные звуки и буквы, например в слове КАП и в слове КОТ. Он видит, что и в том, и в другом слове по три компонента, первый компнент везде одинаковый, а другие два отличаются. И если мы не учим, а играем, все это очень быстро (за год-два) в голове утрясается, и ребенок начинает читать даже те слова, которые мы никогда ему не показывали. И сразу, или почти сразу, делает это не по буквам. И всегда для него это процесс увлекательный, ведь связан с игрой.

Такой ребенок (наученный по такой методике) всегда очень быстро переходит к так называемому скорочтению. Эти дети очень быстро осваивают сам процесс и делают это с любовью. Читают быстро и пишут быстро и грамотно, даже не осознавая правил. У меня нет ни одного ребенка, который бы писал с множеством ошибок. Конечно, речь идет о детях без серьезных нарушений. Но даже дети с нарушениями быстро учатся читать.

Так что приглашаю Вас к нашим играм под девизом: «Долой сомнения — привет Игре»! 

Ольга Николаевна Теплякова

Дорогие мамы, если Вы тоже хотите научить своего малыша чтению, вооружайтесь играми "Галки-Игралки" и отличным настроением, ведь посредством положительных эмоций дети получают много знаний и опыта, запоминают самые интересные моменты.
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)