Как развить и закрепить навыки чтения и письма у малыша

«Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать!» Сразу видно, что эти строки написал замученный просьбами «Почитай!» взрослый. Наш ответ: «Приставайте на здоровье!» Ведь это так здорово, что научившийся читать малыш хочет поделиться своим навыком со всем миром! И задача родителей – помочь малышу закрепить это умение через осознание необходимости и ценности чтения! А как это осуществить, подскажет главный эксперт Галки-Игралки О. Н. Теплякова.

 

Применение в быту
 
Этот этап наиболее важен для дальнейшего позитивного восприятия ребенком чтения. При походе в магазин малыш может Вам «помочь» прочитать, что именно продается в этом магазине или отделе (овощи, хлеб, мясо). По дороге можно выяснить, где «выгул собак запрещен», прочитать табличку «стоп» и т. п. Малыш с удовольствием прочитает простые слова «кафе», «банк», «метро», особенно, если ему уже знакомы функции этих заведений. Чтение на улице полезно применять при посещении наиболее приятных малышу мест: цирк, зоопарк, магазин игрушек. Также дома можно читать простые названия продуктов (мука, сахар, соль), название месяцев на календаре и т. д.
 
P.S.! Помните, при этом важны ваши комментарии: «Ах, какой молодец! Теперь я буду знать, что это «Овощи». Показывая на другую табличку, спросите: «Интересно, а что в этом магазине продается?» Поблагодарите малыша за ответ.

Закладки в книгу
 
Когда ребенок начинает читать книги, важно всячески его поддерживать. Бывает так, что текст в книге слишком мелкий и его много. Чтобы внимание ребенка не рассеивалось, а желание читать постепенно не ушло, попробуйте сделать «закладки».
 
Возьмите лист бумаги, перепишите крупными буквами часть текста из книги. Текст Вы можете напечатать на компьютере крупным шрифтом. Старайтесь оставлять большое расстояние между словами, так они легче воспринимаются как цельные элементы. Текст Вы можете написать сами или вместе с малышом. Можно приложить закладки к каждой странице. Перед тем, как предложить читать текст ребенку, прочитайте его сами вслух – ему будет проще читать после этого. Сначала вы можете читать книгу только по закладкам, рассматривая иллюстрации. После того, как ребенок будет достаточно хорошо знать Ваш текст, можно переходить к чтению более мелкого текста самой книги.
 
Записки
 
Записки можно писать маме, бабушке, папе, зайке, мишке. При этом важно учитывать уровень владения чтением. На начальном этапе это простые фразы: «Папа, иди кушать!». Со временем записки нужно усложнять: «Котик хочет пить. Написала Аня!». Предложите малышу самому читать записки.



Обращения
 
Продемонстрировать малышу, как полезны обращения, нетрудно. Достаточно показать эффект от них. Например, помогите написать табличку «Я сплю» или «Я укладываю куклу!» – и тогда никто не будет беспокоить!
 
Приглашения
 
Приглашения в чем-то похожи на письма, отличается только содержание: «Приглашаю на Новогоднее представление, спектакль, именины, ужин!» Также можно напомнить ребенку о том, что желательно указать время и место события – это полезно для общего развития речи.

Письма

Написание писем полезно не только для закрепления навыков письма, развития речи, но и для социализации, развития коммуникабельности ребенка. Отметьте, что написание писем подразумевает, что малыш владеет начальными навыками письма и речи. Если Вы видите, что малышу трудно дается такая работа, отложите ее на потом. Некоторая сложность объясняется тем, что письмо содержит не просто обращение, но и имеет цель. Помогайте малышу составлять письмо. Можно даже полностью продиктовать ребенку письмо, или для начала пусть он вам продиктует.
 
P.S.! Для малыша очень важно, чтобы письмо дошло до адресата! Так что постарайтесь не омрачать ожидания Вашего крохи!
 
Стихи, заучивания
 
Большинство детей любят стихи! Зарифмованный текст лучше воспринимается и запоминается. Такую детскую тягу к поэзии нужно использовать в обучении чтению и письму. Замечательно, если Вы предложите малышу слова из любимого стихотворения: «Мишка косолапый по лесу идет!». Малыш с радостью узнает знакомые слова. Составляйте стихи из карточек или надписывайте знакомыми словами рисунки.
 
Стихи для младшего возраста

 

Деткам младшего возраста предлагайте простые, знакомые стихи или песенки, состоящие из одного-двух четверостиший. Как работать со стихами?
Вам понадобятся 3-4 фломастера, тетрадь или чистые листы бумаги. Может пригодиться ранее исполненный рисунок на эту тему. Перед тем, как начать писать стих, пропойте его вместе с малышом. Затем, используя прием «из руки в руку», начинайте писать. Желательно, чтобы строчка была написана одним цветом, так ребенку проще воспринять ее как единое целое. При написании проговаривайте текст, попадая в ритм, старайтесь сильно не растягивать слова. Когда текст написан, прочитайте его, проводя пальчиком малыша по строчкам. Для закрепления можно обвести написанное по буквам. Ребенок может это сделать сам или с Вашей помощью. Теперь можно показать результат папе, бабушке, другим любимым родственникам и повесить работу на выставку.
 
Стихи для среднего и старшего возраста
 
Детки среднего и старшего возраста уже способны читать вместе с Вами новые, более сложные стихи. Можно предложить ребенку выучить одно из полюбившихся стихотворений. Для этого прочитайте его с ребенком, затем напишите в тетради. Если ребенок не смог написать стих под Вашу диктовку, напишите сами, а ему предложите обвести слова фломастером. Прочитайте написанное стихотворение сами, затем с ребенком. Попросите малыша повторить стихотворение самостоятельно. При этом не убирайте текст из поля зрения, чтобы ребенок мог посмотреть в него в любой момент. Если Вы будете поддерживать ребенка, он будет стремиться сам, без подсказки рассказать стихотворение. Своей похвалой Вы стимулируете желание и интерес малыша к обучению и творчеству.
 
Вы можете учить с ребенком стихи не только из книг, но и своего собственного сочинения. Детки с удовольствием записывают и повторяют стихи, которые они придумали с Вами или самостоятельно. Для особенно творческих детей можно даже завести собственную тетрадь со стихами, которую полезно периодически читать, маме, бабушке, папе, любимой кукле.
 
Диктовка
 
Диктовка применяется как метод закрепления навыков чтения и письма. Применение диктовки развивает внимание, восприятие слова на слух, тренирует руку малыша, закрепляет грамоту.
 
Использовать можно разные способы диктовки:

1. Мама пишет под диктовку ребенка.

 

Предложите ребенку продиктовать Вам несложный текст. Сядьте за стол так, чтобы ребенок хорошо видел, как и что Вы пишете. Обязательно повторяйте слова и фразы после их написания. После того, как текст полностью написан, прочитайте его – пусть ребенок «проверит» все ли правильно. Также можно предложить ребенку самому прочитать текст.

2. Ребенок диктует по буквам отдельные предложения. 
 
Попросите ребенка произносить Вам слова по буквам, будто Вы не знаете, как они пишутся. Если малыш диктует слово с ошибкой, мягко исправьте его, предложите правильный вариант. Можно при этом заглянуть в книгу и проверить. Используйте несложные предложения с хорошо известными малышу словами. Уже написанный текст прочитайте сначала по буквам, а потом полностью. Пусть малыш попробует прочитать его сам.
 
3. Мама диктует, ребенок пишет.
 
Диктовать ребенку текст можно как по буквам, так и целыми словами – это зависит от уровня подготовки и сложности текста. При этом учитывайте, что некоторые слова ребенок может написать сам, без подсказки, а другие лучше произнести по буквам. Прочитайте текст, после того, как он написан, предложите прочитать его ребенку. Если это песенка, можно спеть ее с малышом.
 
Надеемся, эти рекомендации помогут Вашему малышу закрепить навык чтения. А если Ваша кроха только собирается пополнить ряды уверенных пользователей букв и слов, поделитесь полезной информацией в соцсетях, а сами обязательно приходите в онлайн тренинг по чтению по методике Тепляковой "Галка-Читалка". Интересных Вам книг и увлекательных игр!

Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)