Ребенок капризничает и ноет — что делать?

Капризы и нытье ребенка способны вывести из себя даже самых терпеливых мам и пап. Как же правильно вести себя в такой ситуации, чтобы избежать истерики? Своими рекомендациями делится детский и семейный психолог Екатерина Кес.

Для начала давайте разберем значения этих слов. Ныть означает «давать о себе знать, надоедливо жаловаться на что-либо, плакаться, издавать тягучие жалобные звуки». Капризничать — «упрямиться, привередничать». Все родители не по наслышке знают, что это такое, когда ребенок ноет и капризничает, как это звучит и выглядит.

Но что при этом чувствует ваш малыш? Попробуем взглянуть на ситуацию его глазами. Когда ребенок начинает «ныть» и «капризничать» (как это мы, взрослые, называем), он о чем-то переживает, что-то его сильно беспокоит в этот момент. В чем же может быть причина?  
  • Он может сердиться, обижаться, расстраиваться;
  • Ему может быть скучно, обидно, больно, холодно или жарко;
  • Он может хотеть вашего внимания, спать, пить, кушать, а может, он просто устал.
Видите, как много может быть разных причин у ребенка, чтобы «ныть» и «капризничать»?



Как мы ведем себя, когда ребенок начинает капризничать

Что чаще всего можно услышать от родителей, когда их малыш капризничает? «Не ной!», «Хватит ныть!», «Убери это нытье!», «Замолчи!», «Закрой свой рот!», «Не могу больше слышать твое нытье» и т.д.  Помогает ли это ребенку успокоиться или, наоборот, еще больше расстраивает?

Говоря «Не ной», мы не стремимся услышать и понять ребенка. Цель этой фразы — чтобы он прекратил делать то, что сейчас делает, потому что нам это неудобно и не нравится. Но ребенок — не солдатик, который должен действовать по команде, подчиниться нашим словам и мгновенно поменять свое эмоциональное состояние. Даже взрослым бывает сложно управлять своими чувствами и эмоциями. Мы не можем заставить себя перестать испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребенке!

Вы наверняка замечали , что фразы «Не ной», «Хватит», «Прекрати ныть» и тому подобные оказывают на малыша совершенно обратный эффект. Ребенок становится еще капризнее, начинает плакать громче, грубить, требовать, вырываться и т.д.

Почему важно правильно реагировать на капризы ребенка

Когда ребенок только начал капризничать, родителям очень важно удержаться от привычных запрещающих фраз, попробовать отвлечь и успокоить ребенка, проявить в этом находчивость и фантазию. Это поможет предотвратить начинающуюся истерику. Если вы будете правильно реагировать на поведение ребенка с самого начала, попытаетесь понять, что его беспокоит, чего ему в данный момент не хватает,  что не удается выразить словами, уделите ему немного времени и вникнете в то, чего он хочет, скорее всего, он довольно быстро успокоится.

И наоборот, если игнорировать потребности малыша, его чувства и состояние и требовать «прекратить сию  же минуту», стыдить, разговаривать строгим командным голосом, капризы и нытье с большой вероятностью перерастут в настоящую неконтролируемую истерику. Поэтому так важно вовремя заметить беспокойство ребенка и устранить его причину. Ведь в этот момент вам вполне под силу помочь малышу справиться с нарастающими эмоциями.  

Как лучше вести себя, когда ребенок капризничает

Конечно, вы не в восторге от такого поведения ребенка. Как же правильно на него реагировать? Предлагаем вам несколько хороших альтернатив привычному «Не ной».

1. Назовите возможную причину беспокойства малыша. Например:  
«Я вижу, ты очень устал. Сегодня был такой трудный день, поэтому тебе тяжело и хочется немного поплакать, я тебя понимаю».
«Тебе обидно, я понимаю. Тебе так хотелось, чтобы я купила это . Но, к сожалению, мы очень спешим. Давай-ка я посмотрю, что у меня есть интересного в сумочке».
«Ты очень обиделся на меня. Тебе обидно, что я так сказала, поэтому ты сейчас недоволен».
«Тебе не нравятся эти колготки, и поэтому ты плачешь. Тебе неудобно, ты хочешь что-то другое, я понимаю, давай подумаем, что …»
«Понимаю тебя, не очень хорошее настроение. Наверное, тебе просто хочется, чтобы я тебя обняла, иди ко мне».

Так вы уже в самой первой вашей фразе пробуете озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете ему, что сейчас  с ним происходит, из-за чего он может переживать. Малыш чувствует, что вы стараетесь его понять, и вам проще «включиться» в его состояние. Настраиваясь на волну своего ребенка, вы, действительно пытаетесь найти причину: что же сейчас с ним происходит?  Из этого понимания вам могут прийти какие-то удачные идеи и решения для этой конкретной ситуации.



Когда вы проговариваете, что сейчас происходит с ребенком, что он в этот момент чувствует и переживает, вы как бы передаете ему послание: «Мама тебя слышит, мама тебя старается понять, мама тебя поддерживает». У вас появляется возможность сделать паузу и время подумать, что сейчас происходит с ребенком и как ему помочь в этой ситуации.

2. Предложите ребенку возможную альтернативу тому, что он просит. Родители часто забывают об этом простом и действенном приеме: не просто запретить что-то, а показать ребенку другие варианты действия и способы получить то, что он хочет. Внимание малыша переключается, и уже не так обидно, что ему что-то запретили.

3. Вместо запретов и игнорирования чувств и потребностей ребенка, предложите на выбор то,  что можно и доступно сейчас. Отвлеките внимание ребенка на какое-то событие вокруг, начните рассказывать сказку, историю или случай из своего детства. Вниманием маленьких детей очень легко управлять в хорошем смысле этого слова. Вот малыш расстроен, но вдруг мы показываем ему: «Смотри-ка, тучки в небе похожи на жирафа!», и он уже забыл о своем горе. А история про мишку, который не любил надевать шапку на прогулку, так увлечет малыша, что он и не заметит, как сам оказался в шапке и давно вышел на улицу гулять.

Истории и сказки завораживающе действуют на детей.  Рассказывая что-то интересное, мы легко можем заинтересовать и отвлечь ребенка в абсолютно разных ситуациях. Так просто, а мы, взрослые, об этом зачастую забываем.

5. Переключайте  внимание ребенка на то, что нужно сделать. Наши замечания часто указывают ребенку на то, что ему делать не  следует, например: «Не ной». Вместо этого подскажите ребенку, какого действия вы от него ждете. Старайтесь как можно реже делать замечания ребенку с использованием частицы «не». Об этом простом и очень полезном приеме вы можете прочитать в отдельной статье.

Есть еще несколько интересных способов переключить внимание ребенка и быстро договориться с ним. Об этом Вы узнаете из  моих бесплатных видео-уроков здесь.

Какие выводы делаем

В следующий раз, когда ваш ребенок начнет капризничать и ныть, вспомните эту статью. Удержите себя от обычных командных фраз, начните со слов «Я тебя понимаю», назовите, что именно сейчас происходит с ребенком и почему он расстроен, обнимите его, предложите ему какое-то решение, варианты на выбор, подскажите, что нужно делать или мягко отвлеките его внимание какой-то историей.

Если статья Вам понравилась и была полезна, оставьте, пожалуйста комментарии. Что вы обычно делаете, когда ваш ребенок капризничает и ноет? Используйте ли вы уже сейчас что-то из списка выше?

Екатерина Кес
Детский и семейный психолог
Автор проекта «Детская и семейная психология онлайн»


Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (4)

  1. 05.09.2014 Елена Соколова

    Мой ребенок обычно не хочет уходить с улицы. Я говорю ему: "Ты расстроен, что нужно идти домой. Я знаю, что ты хочешь погулять еще. Сегодня мы долго гуляли: качались на качелях, катались с горки, смотрели машины. Пора домой. Будем купать и кушать. Там тебя ждет твой конь (любимая игрушка). Пойдем домой". Сыну 1,8 г., и он все равно голосит и причитает, топает ногами и т.п. В других случаях помогает предложить что-то, что ему так же интересно, как то, что он просит. Например, не раскладывать яблоки на кухне, а почитать книжку. Если ему скучно, придумываем игру, если расстроен - обнимашки.

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  2. 09.09.2014 Светлана

    Светлана В. Хочется искренне поблагодарить автора статьи за критическое отношение взрослых к ребенку, когда от находится в сложной ситуации. Самым положительным нахожу то, что в статье приведены определенные стандартные моменты, как успокаивающие малышей, так и корректирующие поведение взрослых по отношению к своим самым, самым, самым... А ведь над этим пора призадуматься многим как родителям, так и педагогам-воспитателям Спасибо

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  3. 31.10.2014 Маргарита Меркулова

    Спасибо за статью. Теперь буду правильно реагировать на капризы своей малышки.

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  4. 30.01.2015

    а если он совсем не хочет слушать мои "я тебя понимаю...ты расстроен...тебе обидно" все опробовано 10 раз, но он ноет - ему НАДО что-то и как-то делать. и перевод внимания не помогает.

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":