Ошибки в общении с малышами, влияющие на развитие речи

Сегодня хотелось бы немного поговорить о тех ошибках, которые допускает большинство из нас, мам, в общении с малышами.

Опытный логопед-дефектолог Анна Маковей подробнее расскажет о том, как такие ошибки могут повлиять на развитие речи карапузов. Возможно, Вы поймёте, что мешает именно Вам и именно Вашему малышу и сможете исправить эту ситуацию.

Ошибки в общении с малышами, влияющие на речевое развитие:

1. Давление (“Скажи”, “Повтори”, “Скажи правильно!”)

Фразы “Скажи” и “Повтори” - частые спутники общения мамы и начинающего разговаривать крохи. Простые слова, а между тем действие их на ребёнка может обернуться таким неприятным явлением, как речевой негативизм.

Вот представьте ситуацию: малыш только начал разговаривать, язык ещё не подчиняется воле разума и всё ищет и ищет правильную артикуляционную позу! А маме же хочется, чтобы кроха СРАЗУ говорил чисто и красиво! Мама же сердится, переживает, и, не желая причинить малышу вреда, НЕОСОЗНАННО давит своими переживаниями на кроху. Малыши - маленькие экстрасенсы! Даже самый крошечный ребёнок прекрасно чувствует Ваше напряжение, раздражение, недовольство! И делает вывод - если маме не нравится, как я говорю, мама сильно переживает и сердится - не буду говорить. Или буду говорить то, что хорошо получается!

Как быть? Выход есть. Играем!

• во время игры озвучивайте свои действия: “Паровоз, паровоз Дашу в гости повёз! Чу-чуууу! Прокачуууууууууууууу!!!” Пусть слова будут простыми, тогда крохе будет легче их повторить!

эмоции и Ваша искренняя заинтересованность игрой помогут малышу расслабиться, включиться в игру и тоже начать проявлять радость и сопровождать игру словами!

• если малыш не отвечает на Ваши вопросы, не давите на него! После короткой паузы ответьте сами! Это даст карапузу правильный речевой эталон, поможет в дальнейшем строить фразы и покажет, что он полноправный участник диалога. 



2. Завышенные требования и ожидания

Завышенные требования к себе - всегда тяжело. А завышенные требования к малышу - тяжело вдвойне! Малышу - от того, что он попадает в ситуацию неуспеха, а маме - от того, что она ждёт, но не получает ожидаемого результата. В чём завышенные требования проявляются в речевом общении?

• подборка детских книг не по возрасту

• заучивание сложных стихов

• чрезмерное усложнение предлагаемых малышу игр и др.

Постарайтесь реально оценить возможности крохи, посмотреть, что ему нравится, и оттолкнуться от его интересов. Вы НЕ ПОВРЕДИТЕ малышу и его будущему, если отложите на время басни Крылова и прочитаете ту книгу, которую сделали САМИ, СВОИМИ РУКАМИ, если вместо сложных игр на логику поиграете в “Теремок”. Как раз наоборот - малыш перестанет чувствовать Ваше напряжение, сам расслабится, расцветёт и начнёт удивлять Вас своими выдумками.



3. Недостаточное количество общения и контактов

Часто ещё можно встретить понятие “гипоопека”. Как это проявляется и сказывается на развитии, в том числе и речевом? Мама очень занята и не может поиграть с малышом, приласкать его, когда ему это нужно и важно, показать, как можно ещё поиграть с машинкой и мячом, как уложить куклу спать и спеть ей песенку. Не нужно проводить с крохой весь день, но и совсем лишать его себя, своего внимания, тоже не нужно.

Замечательную заметку не так давно написала Полина Теплякова Почему так важна любовь. В ней о том, что мамина ласка, мамино внимание жизненно важны для малышей, совершенно необходимы для их развития!
 
Чаще обнимайтесь, танцуйте вместе, держитесь за руки - это помогает деткам развиваться, создаёт чувство комфорта, защищённости. Малыш становится более открытым и радостным, с удовольствием играет, не боится выдумывать и вовлекать Вас в свои затеи, учится выражать свои чувства словами, проявлять внимание к близким и оказывать им поддержку.



4. Гиперопека

А это - оборотная сторона заботы о малыше. Малыш настолько окружен вниманием, настолько предусмотрены его желания и потребности, что его собственная мотивация, его собственная познавательная активность остаются невостребованными. Когда надо, взрослый даст игрушку, когда надо - покормит. В таком случае не будет формироваться потребность в общении. А нет потребности - нет и речи.

5. Мамины комплексы

Появление ребёнка вообще мощный толчок к работе над собой! Малыш ведь не оценивает Ваши таланты! Ему важно то, что мама радуется, играет, получает и излучает удовольствие. С такой мамой - хоть на край света с песнями )))) А где, как не в совместной игре, Вы ещё сможете черпнуть полной ложкой этого светлого детского драйва? Вспомнить, как Вы скакали в “резинку” и в “лягушку”, играли в “Кафе” или в “Поход”, делали огурцы из листьев, а одежду для кукол не в магазине покупали, а сами рисовали - на тетрадных листочках?

6. Обилие игрушек, агрессивная сенсорная среда (шум, яркие цвета)

Как игрушки влияют на речь? Казалось бы, чем их больше, чем они разнообразнее, тем лучше. А нет! Говорила на других своих вебинарах - для развития малыша важно не количество игрушек, а количество действий, которые кроха умеет с ними производить.

А кто ему покажет эти способы действий? Конечно, близкие взрослые! А для этого важно играть вместе!

Возможно замечали когда-нибудь: малыш берёт игрушку, бросает, берёт другую, не поиграв - бросает, перемещается к третьей… Какие уж тут занятия?

Или другой случай: решили провести интересную игру, готовились, а малыш не может сосредоточиться, не слышит! Бегает, хватает всё вокруг, в итоге получается не игра, а нервотрёпка.

Почему так? Мы ведь хотим, как лучше! Дело в том, что до 3 лет крохи находятся в сильной зависимости от окружающих предметов. Их влечёт и манит всё яркое, шумное, блестящее, сверкающее, двигающееся. Если ребёнок постоянно находится в таком агрессивном (ярком, шумном) перенасыщенном сенсорными раздражителями доме, он привыкает к этому и перестаёт реагировать на раздражители более слабые. Например, на Ваш голос. Может быть здесь кроется проблема внимания, которая так распространена в последнее время среди детей?

А потому, чтобы Ваши игры с малышом проходили хорошо, помогали ему развиваться - убираем все лишние игрушки, а во время занятий стараемся максимально разгрузить игровое пространство, выключить телевизор и звук телефона. Во время игры Вы с малышом - друг для друга.


7. Соска
 
Соска представляет собой физическое препятствие к речевому общению. Как играть, говорить, если рот занят? А потому во время игр прячем её подальше!

• расслабиться, сбросить груз тревоги и чувства вины;

• научиться легко и просто играть со своим малышом;

• придумывать речевые игры на ходу;

• разобраться в возможных причинах речевых особенностей крохи и построить программу развития под руководством специалистов.

Анна Маковей, логопед-дефектолог и соавтор "Школы развития речи" Галки-Игралки.
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (1)

  1. 29.10.2015 0

    Такие ошибки присущи не только родителям, но и многим специалистам!!!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":