Неделя без игрушек: эксперимент одной мамы
Ваша семья могла бы прожить хотя бы день без игрушек? А неделю? Мама Ольга Коровякова попробовала, и ей удалось узнать много нового о себе и своем ребенке. Читайте историю Ольги об удивительных результатах этого эксперимента.
Топот, непонятный треск, глухой стук и душераздирающий ор. Все ясно, Аня наступила на очередную машинку и шлепнулась на пол. Бегу утешать, по дороге привычно маневрируя между кубиками, пирамидками, шариками и еще целым списком наименований, чувствуя, как на бегу растет моя неудовлетворенность жизнью. Примерно так я себе представляла филиал родительского ада, когда находилась по другую сторону. Орущий ребенок, ГВ и игрушки-игрушки-игрушки.
Собственно, именно эта мысль, а не соображения о пользе, вальдорфской школе и т.п. подтолкнула меня на эксперимент – попробовать прожить неделю без игрушек вообще. Тем же вечером я решительно в несколько заходов спрятала все игрушки в дальнюю комнату, и морально приготовилась начать эксперимент.
День первый
Утром Аня не смогла найти слона. Это был обязательный утренний ритуал: Аня нажимала на кнопку и выделывала па, пока играла музыка. Растерянно побродив вокруг того места, где обычно был слон, она подошла ко мне и повелительно воздела руки, жалуясь на стресс.
Вместо слона я предложила ей потанцевать вместе под другую музыку. Танцы растянулись минут на 10-15 и вызвали бурный восторг. Дальше мы вместе готовили Ане кашу: пока я заливала хлопья кипятком, она самозабвенно погружала руки во вторую пиалу с хлопьями, специально ей выданную для этой цели. Это заняло ее еще на 8 минут, за которые я успела сделать себе чай.
После завтрака Аня побежала к ящику с игрушками. Вернулась озадаченная и стала бродить возле меня. К этому моменту я уже привычно открыла компьютер, чтобы проверить почту под завтрак – не тут-то было: меня быстро оседлали, завладели скайпом и начали бодро набирать тарабарщину. Хорошо, что собеседник на том конце быстро сообразил, с кем имеет дело. Снова выручили танцы. Мы плавно дотанцевали аж до первого сна.
По пробуждении Аня снова сделала попытки отыскать игрушки: пришлось нехотя вставать и отправляться на улицу проверять, не выросли ли грибы. Грибов не было, корзина быстро наполнялась шишками и желудями. По мере этого пришла идея, чем можно ее дополнить, чтобы получилась осенняя сенсорная коробочка. Но реализовать идею удалось только к вечеру, так как уходить с улицы Аня отказывалась наотрез, а убедительного повода настаивать (работу за большим компьютером я уже и так решила сдвинуть на ночное время, а с телефона нет никакой разницы) у меня не было. Но тут Аня вспомнила, что в гараже есть велосипед – и мы отправились кататься по поселку (и это был мой первый выезд с Аней: до этого ее возил исключительно муж).
Вернулись к обеду (был готов). Пока я накрывала на стол, Аня придавала кухне привычный вид: раз нет игрушек, в ход пошли все пластиковые контейнеры, до которых она смогла дотянуться. А потом она замахнулась на вообще все, до чего она могла дотянуться, а это был, в частности, обширный запас папиного алкоголя. Я мрачно подумала, что второй сон — время для реорганизации содержимого шкафов.
Далее ребенку были выданы мелки и альбом, а я сидела и следила, не рисует ли она на полу вне расстеленной скатерти (объяснять, что мы не рисуем вне альбома – все равно бесполезно), попутно занимаясь наполнением ее корзинки обрезками упаковочной бумаги осенних цветов, нитками и листьями из поролона (вырезала из губки).
После ИЗО поиграли на Раннем старте и отправились готовить ужин. Тут как раз приехал муж – они еще немного повозились на Раннем старте, мы вместе помыли посуду, вытерли все то, что Аня по ходу пролила на пол, и отправились читать книги. Не успели опомниться – пора спать. Поплескались в душе, вот так день и прошел.
Впечатления от первого дня были очень оптимистичные: казалось, что это гораздо проще, чем я думала. Я, конечно, забежала вперед. Развлекать ребенка в течение 7 дней, как ни крути, сложная задача. Но вполне выполнимая. И даже приятная. Не буду описывать подробно каждый день. Примерный распорядок плюс-минус сохранялся, разница определялась тем, надо ли готовить обед/ужин, ехать в магазин и т.д. Просто поделюсь итогами и наблюдениями.
Выводы
В целом, эксперимент – это чистый восторг. За эту неделю я узнала о себе, своем ребенке и взаимодействии между нами чуть ли не больше, чем за предыдущие год и пару месяцев.
1. Ребенок (в возрасте года-полутора – точно, хотя думаю, что это распространяется на детей любого возраста) вполне комфортно может обходиться без игрушек при условии достаточного внимания со стороны родителей (и речь не идет о 100% внимании).
2. Игрушки больше нужны родителям, чтобы занимать ребенка на то время, пока родитель занять своими делами. В теории, это должно в меньшей степени касаться тех игрушек, которые требуют участия взрослого, и тем не менее нагрузка растет значительно – я даже не ожидала, что игрушки настолько облегчают жизнь.
3. Появится большое количество новых (или редко используемых старых) совместных занятий, и часть из них останется в виде ритуалов даже после снятия моратория. Это, наверное, самый важный и значимый итог эксперимента для меня. У нас появилось большое количество новых ритуалов (появлялись тяжело, иногда от безысходности).
Вот наш список:
• Совместные танцы (ребенок на руках, ребенок на полу повторяет за мной движения и наоборот – я повторяю движения за ней). Результат – за неделю Аня освоила некоторые новые движения, которые раньше в танце и в жизни не использовала (например, поднятие плеч и приседания).
• Мы освоили совместные велопоездки, а я получила дополнительный бонус – в какой-то день мне надоело комментировать все вокруг, и я начала петь (пою я, как известно, плохо). Видимо, чтобы не слушать этот вой, Аня решила, что лучше она будет петь вместо меня. Теперь у меня поющий ребенок.
• Водные развлечения. Как оказалось, мой ребенок вполне может занять сам себя, если просто поставить ее голую в душевую кабину или ванну и включить воду. Без игрушек. Максимум с мылом.
• Просто смешные валяшки-обнимашки со стишками-песенками. Сейчас это очень спасает, когда Аня начинает капризничать вне дома.
4. Я получила огромный научно-креативный буст. За это время я сама в домашних условиях сделала: play-doh, лунный песок (почти как покупной живой), лизуна, ooblesk. И каждый раз отмывала кухню, попутно изучая способы делать это гораздо быстрее и эффективнее. Мы протестировали кучу рецептов мыльных пузырей, но пока ни один не подошел. Мы исследовали огромное количество кухонной и не только утвари на предмет музыкального взаимодействия друг с другом, с предметами интерьера и т.д. Аня раскалякала целый альбом.
5. Я обнаружила, что собирать по полу крупу ничуть не лучше, а даже и хуже, чем игрушки. Что на нуте можно поскользнуться хлеще, чем на машинках, что стирка – это увлекательно, а развешивать белье на батарее - вообще крутота. Представьте мое удивление, когда я пришла снимать белье, а его нет! Аня его целиком перевесила в другую комнату, попутно прихватив еще пару моих вещей из сумки. А еще выяснилось, что она вполне себе умеет лазить по сетке на Раннем старте, хорошо висит и вовсе не обязательно при этом визжит.
6. К концу недели количество идей не уменьшилось, а, наоборот, выросло. А вот время, которое надо уделять Ане, сократилось, так как многие новые развлечения она придумала для себя сама. Я даже подумывала о том, чтобы продолжить эксперимент, но бабушка приехала с игрушками.
Ольга Коровякова.
Благодарим Ольгу и проект Большая Медведица за разрешение опубликовать статью для мам Галки-Игралки.
Благодарим Ольгу и проект Большая Медведица за разрешение опубликовать статью для мам Галки-Игралки.
Придумывать игры и увлекательные занятия для ребёнка с тем, что есть под рукой - это наше любимое задание, которое помогает «включить» креативность мам в Галкиной Школе.
Напишите в комментариях, чем вы занимаете ребенка, когда обычные игрушки недоступны — в поездках, в очереди в поликлинику, например? Захотелось ли вам взять опыт Ольги на заметку? Как вы думаете, чем полезна такая жизнь без игрушек для мамы и ребёнка?
Ольга, молодец! Разнообразила жизнь и сблизилась с дочкой) У нас дочурка привязана только к одной игрушке- любимая птичка, дома без неё никак. А так я тоже считаю, что горы игрушек ни к чему, если родители всё равно не будут заниматься с ребенком. Недавно в поликлинике мы сидели в очереди, а я всегда беру блокнотик с ручкой, маленькую книжку и игрушечку, мы сидели рисовали, так более взрослые детки подходили и смотрели, чем же мы занимаемся. Прекрасная игра- это Дарики- комарики! И любые пальчиковые игры везде подойдут, попеть можно даже тихо, придумать историю на ходу о чём- либо или о ком- либо, вариантов множество. Лишь бы было желание. Доча любит помогать мне бельё развешивать и убирать своё, носки и колготки примерять любые, тряпочкой протирать пол и любые поверхности, а чем не помощь и ей полезно))) Так что полностью согласна с автором статьи, всё это сближает мму с ребёнком, т.к. в это время ребенок чувствует доверие любимой мамы. Но несколько игрушек всё-таки нужно ребенку)
Очень интересный эксперимент, актуально, наверное, для многих родителей, игрушек много, а какой в них толк? Лучшая игрушка - это мама и совместные игры )))
Я тоже планирую все игрушки выбросить, все равно в них не играем. Статья меня к этому подтолкнула еще ближе.У нас любимые развлечения - это пластилин, магнитная мозаика, рисование, чтение. А еще мы очень любим пальчиками изображать разных зверюшек. Они ходят, скачут, взаимодействуют, друг друга догоняют, танцуют и т.п. Сегодня купила детское лото - попробуем поиграть.
Здорово.Большая выдержка.Развлекать детей еще какой труд.У меня их трое и все разного возраста,бывает сложно одновременно занять всех,кто-то обязательно остается недоволен.
Мы этим летом ездили на море,что же я положила в рюкзак развлечений: пластилин,выручает в любой ситуации.С ним мы придумываем множество игр.Пара игрушек от киндер-сюрприза,книга,альбом,карандаши, все это небольшого размера.и маленький массажный мячик.
Я не то что в восторге, я сама так хочу...пока малышу 5 месяцев, я стараюсь с ним больше готовить (в рюкзаке сажая или в руках держа), делать все домашние дела рядом или вместе. Я стараюсь меньше использовать игрушки такого типа, которые я считаю "отупляют", пардон, если кто считает по-другому, но пока - ему нравится все грызть - пусть грызет все, что ему понадаривали) Хочу кубики-пирамидки-кегли, чтоб играть вместе, но - пока ему рано, хотя пирамидку уже разбрасывает и обсасывает)))
Я не хочу покупать муляжи овощей-фруктов и прочее, если это все может быть настоящим. Я сама хочу благодаря появившемуся под боком малышу научиться заново жить в мире, а не за компом-компом-компом. Хочу быть на улице больше и играть в подвижные игры, а если и игрушки, я недавно сама игралася - раскладывала их по цветам и материалам...но мой пока грызет...я сама часто игрушки свои не по назначению использовала - из шахмат-домино строила королевства, например...это креатив, и это развивает фантазию...хотя я не хочу спецом что-то там развивать у кого-то, в первую очередь у себя! Если будет интересно мне, будет интересно и ребенку)))
Девочки, добралась впервые до вашего сайта, я в восторге от начала прочитанного))) Я наглючим образом проживу на нем активно эту льготную недельку, воодушевлюсь тем, что в ней есть бесплатного...уж простите, пока с деньгами напряг, чтоб отблагодарить вам за такую кучу идей...увидела в вас аля коллег по пониманиям))) Хоть и не ребенком единым, но - хочу благодаря ему (куда ж теперь без него) сделать наш семейный досуг более вместе))) Спасибо вам за идеи...
Интересный опыт! Моя старшая дочь (2 г 8 мес)не очень то охотно занимается игрушками, поэтому для нее выдумываются новые "развлечения" из всего, что находится под рукой. Всевозможные коробочки, контейнеры, пуговки, мамина бижутерия и прочее. Конечно не обходится без природного материала, принесенного с прогулки. Песни и пляски тоже присутствуют, но реже. В более раннем возрасте с мамой на кухне шли в ход кастрюли, ложки, поварешки и прочая утварь (ну и сейчас не без внимания ребенка)))) Емкости с крупами и сыпучими продуктами - обязательная выручалочка, занимает ребенка на долго. А еще мы очень любим рисовать, лепить из теста, делать аппликации и пр. А читать книги - самое любимое занятие.
Маленький братишка (9мес) догоняет сестренку в познании окружающего мира теми же (и новыми) путями.
Я - логопед! Мне очень понравилась статья. НО!!! Идея-то старая. Девочки, миленькие, очень вас прошу: больше читайте книг сами. Читайте о воспитании, труды маститых педагогов, там всё это есть. Вы часто изобретаете велосипед! Сейчас вот только что вычитала о семинаре молодого логопеда-дефектолога. Там упоминается сенсорная диета... Боже ты мой, это то же самое, что и игры в песочнице, с мамой в кухне, с крупами и тестом!!! Всё это было у ваших мам и бабушек! На забытом старом ушлые "педагогишки" делают сейас большие деньги и себе имя!!!