Дорога в светлое будущее, или Как мама помогла справиться с раздражительностью ребенку
Детки 2, 3, 4 лет могут раздражаться по пустякам, часто впадают в истерики и, кажется, пытаются испытать родительские нервы на прочность. Очень важно в таком случае подсказать ребенку правильное направление. Иногда даже в прямом смысле этого слова.
С недавнего времени наш средний сын Дилан почти каждое утро появлялся из своей комнаты в дурном расположении духа. Любая мелочь вызывала бурю негативных эмоций.
«Ты не сделала мне булочки с корицей!» – кричал он. А на следующий день, когда свежеиспеченные булочки с корицей уже ждали его на столе, он взрывался: «Я хотел помочь тебе печь булочки! Почему ты не позвала меня?!»
Бывало, утро начиналось радостно, и это наполняло меня надеждой на благополучное завершение дня. Но в любой момент его настроение могло резко испортиться. Будь то: «Не хочу, чтобы вы рисовали со мной!» или, наоборот: «Почему со мной никто не рисует?!» Казалось, он умудрялся любую ситуацию увидеть в черном свете. Через некоторое время мы все ходили на цыпочках в ожидании очередного скандала со стороны Дилана.
В конце концов, стало очевидно, что проблему надо решать. Но мне не хотелось потакать его капризам. Для начала я обратилась к нашему педиатру. Та сказала, что 4-летнему ребенку очень сложно управлять своими эмоциями, а старый совет «дать выпустить пар» через избивание подушек только ухудшает положение. Ее же рекомендация – поискать способы для успокоения Дилана, например, включить тихую мелодичную музыку или дать ему посидеть в кресле-качалке. Я взяла это на заметку.
Вскоре мы с Диланом пошли в игрушечный магазин, чтобы купить подарок его другу на день рождения. Несмотря на все мои попытки его подготовить и напоминания, что мы идем покупать подарок не ему, а другу, он закипел от гнева.
Когда чуть позже мы ехали на день рождения, я подумала: «Это дорога в ад». Мысль так зацепила меня, что мне очень захотелось свернуть на «дорогу к светлому будущему». Размышления на эту тему привели меня к идее: что если попытаться выбраться из зоны вечной раздражительности с помощью любимых вещей Дилана: машин, грузовиков, самосвалов и прочей техники?
На следующий день, улучив подходящий момент, когда сын был спокоен и умиротворен, я решила поделиться с ним такой историей. Я рассказала ему про одного маленького мальчика, который ехал по дороге на машине. Если мальчик начинал сердиться, кричать, драться со своими братьями, дорога становилась ухабистой с кочками и ямами. И ехать по ней уже было совсем не весело. Но когда мальчик останавливался, делал глубокий вдох, извинялся и просил своих маму или папу помочь ему справиться с проблемой, то дорога сразу же становилась ровной – так, что по ней можно было ехать быстро и с большим удовольствием.
Похоже, что Дилану история понравилась. В течение следующих нескольких недель я вспоминала ее каждый раз, когда он начинал выходить из себя. «Помнишь тот рассказ про маленького мальчика, который ехал по дороге?» – спрашивала я. – «По какой дороге ты бы хотел ехать? Ты сейчас – водитель!»
Муж скептически отнесся к моему новому методу. Эдвард сомневался, что он сработает в особенно сложной ситуации, когда эмоции будут на пределе. К тому же он сомневался, что ему хватит терпения каждый раз рассказывать всю историю.
Тем не менее, я продолжала прибегать к своей находке. И через какое-то время мы убедились в ее эффективности. Когда мы обращали внимание Дилана на то, что у него есть выбор, по какой дороге ехать, он останавливался и думал. Его поведение не стало идеальным мгновенно, но все же у нас появилась возможность сесть и спокойно поговорить. Теперь он мог воспринимать советы, как вернуться на гладкую дорогу. Например, я спрашивала его: «Что делают машины, когда загорается красный свет?» – «Они останавливаются». И мы поговорили о том, что остановка на светофоре – это тот же перерыв для того, чтобы успокоиться. Мы также беседовали о том, что можно и нужно просить кого-то о помощи, когда сам не справляешься.
И вот, спустя четыре недели, по пути в детский сад, Дилан рассказал нам с мужем, как утром он обнаружил, что едет по ухабистой дороге. «И я решил съехать на ровную,» – добавил он. Даже Эдвард был поражен. Образ ухабистой дороги был понятен Дилану. Ему понравилась идея быть водителем и иметь возможность «рулить» самостоятельно.
Однажды я была рассержена какими-то обычными неурядицами. У меня был долгий, тяжелый день, и я огрызалась на своих сыновей. Дилан подошел ко мне и спросил, не еду ли я по ухабистой дороге?
Это чуть не лишило меня речи. Он обратил мое внимание на то, что и я должна уметь сдерживаться! Он сказал мне сделать глубокий вдох, чтобы суметь свернуть на ровную дорогу. Я удивилась, что такая простая метафора стала для него такой важной. И для всех нас тоже. Он поверил в то, что может управлять своими эмоциями, и ждал от нас того же. Я почувствовала прилив гордости за своего сына, и за себя. Это был очень мощный момент.
Сейчас мы очень часто используем эту историю про дорогу. Она уже стала своего рода секретным кодом. Когда кто-то из нас сворачивает на дорогу с кочками и ямами, мы знаем, что ему нужна наша поддержка и терпение, пока он пытается вернуться обратно. И всегда полезно помнить, что это лишь временный съезд на обочину.
Перевод Натальи Касаткиной
Оригинал статьи
А как Вы справляетесь с истериками и раздражением ребенка? Используете особые методы? Поделитесь в комментариях!
А чтобы постоянно получать интересные и полезные материалы, которые могут Вам не теряться в сложных ситуациях с ребенком, и лучшие рекомендации по его развитию, подписывайтесь на рассылку Галки-Игралки.
Супер! Спасибо! Попробую для начала на себе))
Отличная идея! Испробуем. Спасибо!