Пищевой интерес

Вам знакомы стихи Михалкова "Про девочку, которая плохо кушала..."? Наверно, у многих мам при его прочтении сжимается сердце, потому что у них в семье аналогичная ситуация. Давайте разбираться, чем можно помочь таким “Юлечкам” и таким “мамулечкам”, вместе с психологом Татьяной Егоровой.


Великие Нехочухи

Напомним пару строк из стишка по наболевшей теме:

"Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
- Съешь яичко, Юлечка!
- Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд! -
Прикрывает Юля рот…"

А бывает такой протест у Ваших деток? Как оказалось из нашей практики общения с родителями малышей в возрасте от 8 месяцев и старше: это встречается намного чаще, чем хотелось бы думать. Среди 400 опрошенных родителей дошкольников практически 97% ответили, что их ребенок плохо ест!

Взгляните на эти крики о помощи:

"Грудного молока моей девочке хватало до 7 месяцев. Далее встал вопрос прикорма. Нам сейчас 1,5 года, а мы все еще не можем начать жевать. Ест только пюрешку после блендера! Что же делать?"

"Моему сыну 2,3 года, жевать не хочет. Все его сверстники уже и яблочко грызут, хлеб, печенье. А мой все только перетертое. Даю ему печенье он его лижет, иногда откусит, глотает и давится или выплевывает. Я с ним одна дома, когда он давится, мне так страшно становится, прям руки трясутся!"

"Помогите, ребенку 2 года, скоро пойдет в сад и до сих пор не умеет жевать! Будет голодный! Учиться не хочет, орет, добивается своего, приходится измельчать блендером и кормить..."

Такие мамы, бабушки как раз пытаются решать проблему плохого аппетита у своего ребенка методом Юлечкиных родных: умоляют съесть, разыгрывают целое представление, вертятся вокруг ребенка с обеспокоенными лицами, судорожно считают каждую ложку… И получают обратный эффект.

Пищевой интерес

Что же тут не так? Ведь каждый родитель желает своему ребенку только лучшего? Причина кроется в отрицательном пищевом интересе, и диагноз здесь - подавленная потребность есть обычную здоровую пищу и/или страх перед ней.

Решение же этой проблемы проще, чем кажется на первый взгляд, - для начала нужно перестать давить на ребенка.

На самом деле в этом ответе содержится глубокая мысль. Что значит "не давить"? Еда - это естественная потребность нашего с Вами организма. Мы чувствуем голод и понимаем, что необходимо сделать для его утоления. У ребенка все устроено так же: осознание потребности ведет к тому, чтобы ее восполнить.

Пищевой интерес - это мощная побудительная сила и формируется по сложным биолого-химическим и психологическим законам. Когда эти законы не нарушаются, процесс питания проходит гармонично: у ребенка есть желание и способности съесть предложенную пищу. И он с удовольствием ест.

Например, новорожденный на инстинктивном уровне прекрасно знает, что это значит "покушать". Так трогательно видеть, как он рефлекторно ищет мамину грудь! Здоровый малыш ест столько молока, сколько ему нужно. В случае с грудным вскармливанием при нормальной лактации практически нереально недоесть или переесть.

Он подрастает, приходит время прикорма. И вот тут начинаются настоящие страсти.

3 “Вовремя”

Как же избежать таких ситуаций? Существуют 3 основных правила:

1) Вовремя ввести прикорм. Оптимальное время для этого - 6 месяцев, независимо от того, на каком типе питания находился малыш (ГВ, ИВ или СВ).

2) Вовремя и постепенно переходить от гомогенизированной к структурной пище. Причем переход должен быть спокойным, в позитивной обстановке. Задержка ведет к продолжительному питанию жидкой пищей.

3) Вовремя давать малышу возможность управляться ложкой самостоятельно. Запаздывание ведет к перекладыванию ответственности за еду на плечи мамы.

Страхи перед едой и неумение жевать/глотать тесно связаны с нарушением этих правил. Мамы либо опережают сроки введения прикорма, либо тянут до последнего (были случаи, когда 1,5 годовалый малыш ничего не ел, кроме маминого молочка).

Когда мамы вводят прикорм, забывают, что малышу нужно дать не только привыкнуть к новому типу еды, но и к его "текстуре" и вовремя его переводить к более крупным кусочкам для развития жевательных мышц.

А нарушение последнего правила часто связано с гиперопекой: ребенку долго не доверяют ложку из соображений гигиены, страха, что он сам "ничего не скушает" и т.д. В итоге малыш не проявляет свои усилия поесть. А ведь это очень значимый фактор для аппетита!

А что делать, если какие-то ошибки уже совершены и ребенок испытывает подобные проблемы с едой?

Скачайте методичку психолога Егоровой Татьяны "Едок-привереда: как прекратить войну из-за еды?", в ней разбираются 4 классических случая и даются краткие рекомендации.
 
И пусть Ваш ребенок воскликнет так же, как и Юля: "Накорми меня, мамуля!"
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)