Ответы на часто задаваемые вопросы мам

Как научить малыша правильно держать кисточку и когда "каляки-маляки" превратятся в осмысленные рисунки? Как правильно строить с ребенком диалог и учить стишки? Как помочь малышу выразить чувства? На эти и многие другие вопросы ответит Анна Маковей, логопед и мама со стажем.

"Добрый день! Дочке Саше уже 4 года и она любит рисовать одна, бывает мы попоем-потанцуем, я достаю ей все для рисования, она просит уйти из комнаты и рисует одна, а через какое то время показывает рисунок и мы вместе его подписываем "рука в руке", потом еще приклеиваем и перечитываем! Вопрос: нужно ли настаивать на совместном рисовании?

Здравствуйте! Девочка уже большая! Настоять - не очень получится у Вас. А получится - взять и тоже нарисовать что-то! Дочурка очень удивится, вот увидите! У неё, скажем - котик, а у Вас, наоборот - мышка получилась! Можно будет хорошо повеселиться с таким совпадением! "Мышка, беги! Кот идёт! Мяу-мяу! Пи-пи-пи!" После, возможно, начнёт разрешать и Вам с ней в комнате остаться - порисовать!
____________________________________________________________________________________________

"Несмотря на то, что мы с 3-х летней дочкой много читаем, с удовольствием слушает сказки и буквально копирует реплики из мультиков, она совершенно не хочет ни петь, ни рассказывать стихи. И даже пересказать сказку не допросишься. Просто говорит "не знаю" или "мама помоги". Как ее разговорить? И вообще, это нормально?"

Это очень частая ситуация среди малышей 3-леток. Пойте сами! И не просите нарочито: "Расскажи стишок!" Лучше просто: "Зайка, хочешь, я тебе песенку спою?" - и пойте. "Мишка, а я про тебя стишок знаю!" - и расскажите самый простой!

Ещё один маленький секретик: и песни и стихи сами собой запоминаются и вспоминаются во время какого-нибудь дела. К примеру, готовите суп и поёте:

Чтобы сварить кастрюлю щей,
Мы купили овощей:
И капусту, и лучок!
И фасоль! и чесночок! 

И во время движения - шагаете куда-то:

По дорожке идут
Тоненькие ножки!
А на ножках идут
Красные сапожки! (очень вольный перефраз известной Вам песенки)

По дорожке идут
Желтые сапожки,
А в сапожках идут
Аришины ножки!

А вот еще, раскачиваете дочку на качелях:

Раскачалися качели,
Выше неба полетели!
Вверх! Вниз!
Вверх! Вниз!
Крепко-крепко держись!

Или просто прыгаете на батуте:

Прыгай, прыгай высоко,
Чтоб увидеть далеко!
Прыгай, прыгай выше!
Прыгай выше крыши!

На коленях подбрасываете:

Скок-скок, скок-скок,
Я весёлый конёк!
По дорожке я скачу!
Если хочешь - прокачу!
Ииииии!

Будете делать это часто, радоваться вместе стихам и движению, и девочка сможет легко сама их вспоминать!
____________________________________________________________________________________________

"Ребенок пошел в детский сад. На все мои вопросы отвечает: "Я не знаю". Что кушал? Я не знаю. Как зовут детей? Я не знаю. Как можно разговорить ребенка? Ребенку 3,2 года." 

Вариант общения о садике - не вопросы, а диалог! Узнайте у воспитателя или из меню, вечером обсудите это: "Суп сегодня кушали?! Красный! Борщ! Вкусно было?!" Дальше уже малыш либо сам скажет, вкусно ему было или нет, а если нет, то почему! У меня сын начинал рассказывать (как умел) - горячий был, губку обжег, не понравился суп! О ребятах так же - в форме активного слушания. Это моё частное мнение. Может у него там что-то происходит, а сказать карапуз о своих чувствах не может - не знает как!
____________________________________________________________________________________________

"Здравствуйте, Анна! Как правильно реагировать, если сынуля мой (Богдан 3,9) выбирает из сказки фразу, повторяет много и превращает в действия. Последние два дня говорит "бить-колотить". И руками машет,а еще и немножко ударяет. Это спасение петушка его впечатлило. Я пыталась объяснить, что это в сказке котик и т.д. но не особо помогло. Бывает, что-то хорошее запоминается ему, тогда я просто говорю,откуда эта фраза,но вот последняя меня настораживает. Как нейтрализовать такое проявление агрессии? Был у нас еще период, когда он говорил,что выгонит папу из дома (папа поругал его)- это из "Заюшкиной избушки". Смешно конечно,но не очень нравится, если честно. Может поиграть в этого петушка и ему спасти его? Или оно само пройдет?"

Спасибо за вопросы, отвечаю. Как-то читала сыну "Мойдодыр", и там была фраза "растопчу и проглочу". И всё, в минуты сильного гнева эти слова Семка стал использовать. Мы постарались шутить и... Вышло. Я предлагала меня поперчить, посолить и маслицем смазать, а то и укропом заесть. Ребёнок, конечно, не удержался и начал хихикать.

Детки не умеют о чувствах и эмоциях своих говорить, да и осознать не могут, почему им до того плохо, что вот сил нет! И сказки (ситуации, фразы) немножко обогащают небольшой малышовый жизненный опыт. Другое дело - повернуть применение этого знания в конструктивное русло. Если "бить-колотить" относится к Вам и воплощается в реальности - в 3,9 ребёнку вполне можно сказать о том, что Вы чувствуете в этот момент, как Вам обидно и неприятно такое слышать и испытывать. Малыш поймёт! Только не "Ты плохой, нельзя сердиться!", а, к примеру: "Мне не нравится, когда на меня кричат". Важно и его чувства отзеркаливать! Папа наказал - очень обидно и унизительно для мальчика в таком возрасте. Конечно, он сердит! И фразой: "Уходи!" пытается сказать об этом.

Я не психолог, опираюсь только на опыт воспитания весьма строптивого мальчишки и перенятый из книг опыт. Могу сказать, что озвучивание своих эмоций, обратная связь ребёнку о его поступках и беседы о разном (о Вашем и папином детстве, о том, какие бывали ситуации, приключения, что Вы любили, а что нет и другое) - очень помогают! Помогают детям понять, что мама - ранимая и слабая, папа - сильный и любит, даже когда очень сердится. Помогают им понять многие наши поступки, слова и действия.

Расскажу забавный случай об отзеркаливании, правильных детских вопросах и о... молоке.

Прошу сына: "Выпей молоко" - жмётся, нос сморщил.
"Ты сейчас не хочешь молоко или тебе не нравится его вкус?" - "Вкус не нравится". 
И дальше: "Мама, выпей сама, я с тобой делюсь!" - "Я не хочу" - "Почему?" - "Не люблю" - "Почему?" 

Скрытый смысл послания мне - "сама не пьёшь, а мне говоришь, что вкусно и полезно" =)

Пришлось рассказать о том, как в детстве я очень часто болела, и бабушка Люба (моя мама) стала поить меня тёплым коровьим молоком дважды в день, чтобы я была здорова.

Сын подумал несколько минут и сказал: "Мама, давай я не буду пить молоко, а съем молочный суп".

Вот так. Применительно к сказкам - можно поступать, как в мультфильме о прекрасной/ужасной принцессе - "А, может, всё было совсем наоборот?" По-моему, замечательный толчок для выдумывания своей, совершенно новой истории =)

Вы тоже задаетесь такими вопросами каждый день? Ребенок растет, и таких трудностей становится все больше? Приходите в тренинги "Галки-Игралки", мы поможем Вам найти выход из любых ситуаций!
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)