Развивающие математические игры для маленьких непосед

«Должен он бежать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать…» – вспоминаются слова детской песенки, когда речь идет об активных детях. И вот таких непосед нужно как-то познакомить с математикой. Что делать маме, чтобы успокоить ребенка, настроить его на нужный лад? Как научить ребенка считать, в какие математические игры играть с активным ребенком? Как преподнести математику целой компании «энерджайзеров»? Разобраться в этих вопросах поможет главный эксперт Галки-Игралки О. Н. Теплякова.
 
896-1

Еще Ломоносов сказал, что «математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит». Так вот, прежде, чем математика начнет приводить в порядок ум наших деток, их самих нужно привести в порядок. Лучше всего нормализуют спонтанные движения малыша ритмические игры и танцы. Поэтому перед развивающей математической игрой потанцуйте, подвигайтесь в ритм песенке. Например, побегайте по дорожке. Для этого используйте специально расстеленный половичок или шарфик, рулон обоев, просто листы бумаги, выложенные в дорожку, или обозначенные с помощью ленточек или мела дорожку. Походите с малышом потихонечку, ровно вышагивая. Спойте песенку:
 
Идут по дорожке
Синие сапожки!
Это не сапожки,
А Танечкины ножки!
 
Повторите песенку несколько раз. Синие сапожки можно заменять на другие цвета. Походить по дорожке можно с зайкой, мишкой, куклой.
 
А затем можно спеть такую песенку:
 
Ножками затопали,
Зашагали по полу!
Топ-топ-топ-топ-топ.
А теперь все дружно стоп!
 
Это такая песенка на притормаживание. Чтобы малыш понял, что нужно остановиться. Можно взять его за руку или на ручки, так остановка будет более понятной.
 
Вот пример еще одной ритмической игры на успокоение. Возьмите малыша за ручки или на ручки, напевайте:
 
Аай-да, аай-да, аай-да, аай-да.
Быстро ножки топочите
Детки весело пляшите.
Быстро ножки топочите,
Детки весело пляшите.
 
На «ай-да» медленно раскачивайтесь с малышом в одну и другую стороны, а на «быстро ножки топочите» сильно топаем ногами. С помощью таких игр Вы сможете привести в порядок движения и мысли малыша.
 
Ну а теперь за математику! Итак, какие же подвижные математические игры для детей можно использовать, чтобы познакомить с числами и счетом?
 
1. Игры с машинками


 
Машинки хороши тем, что все происходит в движении: катаем, гудим, нагружаем, разгружаем. Машинки лучше использовать большие: в них много чего может поместиться. Альтернативой машинке может стать небольшая коробка, к которой привязана ленточка или тазик. Когда малыш накатался, в эти машинки можно класть все, что угодно: кубики, колечки от пирамидки, морковку, яблоки, картошку. Загружая, пересчитывайте предметы: «Один кубик, два кубика, три кубика». Развозите продукты игрушкам: «Мишке одно яблоко. Зайке одно яблоко». Вот пример такой игры с математическим содержанием для дошкольников.

«Возим колечки для пирамидки»
 
Перед игрой разложите колечки. Покажите, какие действия можно производить с ними: раскладывать по одному колечку или несколько. А что будет, если перевернуть пирамидку вверх ногами? Для игры лучше взять большую машину, чтобы колечки не разлетались в разные стороны. Кладем колечко в кузов и везем к будущей пирамидке, надеваем его на стержень. Обязательно отметьте: «Какое замечательное колечко мы привезли! Большое желтое колечко!» Так возим колечки, пока не соберем всю пирамидку.
 
Конечно же, можно подвозить по два колечка за раз. Тогда не забывайте озвучивать: «Ой, смотри! Грузовичок везет два колечка. Большое желтое и маленькое красное». Это необходимо, чтобы малыш понимал, что у предметов бывают разные свойства: размер и цвет.
 
Ребенку, который знаком с цветом и размером предметов, можно предложить выполнить поручение: «Саша, привези, пожалуйста, красное колечко!» В случае, когда ребенок ошибается с выбором цвета, не расстраивайтесь. Помогите малышу найти правильное колечко.
 
Кстати, тазик может быть у Вас не машинкой, а санками. Тогда спели, например, «Едут с горки ледяной голубые санки» и сажаем в эти санки мишку, зайку, куклу. «Ох, как много народа в санках. Давай посчитаем! Зайка раз, мишка два, кукла три. Три пассажира!»
 
Такие игры можно использовать для группы деток. Каждый будет при деле: кто-то везет продукты мишке, кто-то зайке. Не забывайте все считать.
 
2. Игры с мячом


 
Для начала просто покатайте мяч. Расположитесь на полу и, произнося «Раз, два, три! Саша лови!», катите мяч. Вскоре малыш сам будет произносить «Раз, два, три! Мама лови!» Но в этой игре важно, чтобы малыш понимал, в какой момент нужно покатить мячик. В этом проявляется не математика счета, а математика времени.
 
Вот Вы покатали мячик 2-3 минуты, малыш успокоился. Далее можно покидать мяч или мячи в корзинку. При этом не забывать отсчитывать, сколько мячей бросили: «Один мяч, два, три!» Или перевернуть корзинку и пересчитать, сколько мячиков под ней. В качестве примера вот такая занимательная игра с математическим уклоном.

«Считаем мячи»
 
Приготовьте корзину или коробку, можно ведро, и несколько небольших мячиков. С расстояния Вам нужно попасть мячиком в корзину. Когда бросаете мяч, проговаривайте: «Один!», «Два!». Затем подойдите к корзине и посмотрите что там: «Правда – один, два мячика»!»
 
В игре могут участвовать дети разных возрастов. Раздайте каждому ребенку по мячику и предложите кидать мячи по очереди. Отсчитывайте каждый бросок: «Один, два, три…».
Или проведите соревнование, кто больше мячей забросит в корзину. При этом тоже не забывайте отсчитывать попавшие мячи. Если участник промахнулся, очередь переходит к другому.
 
3. Театрализация
 
«Теремок у Вас дома»
 
Чтобы объяснить ребенку числа, можно инсценировать сказку «Теремок». Из стола или стула, пледа, шарфа сделать теремок. Рассказываете сказку и заводите в теремок жителей (это могут быть как игрушки, так и малыши в роли зверушек), при этом, не забывайте пересчитывать героев: «Стало жителей в теремке двое. Один, два!» В конце игры пересчитайте жителей, сравните игрушки по размеру. Дети очень радуются, если новым жителем в теремке становится мама. Не бойтесь импровизировать, додумывать сказку.

896-4
 
Отличная игра, развивающая начальные представления о геометрии «Каравай». Правила игры в нее все знают, но никто не задумывается, сколько полезного математического материала в ней содержится. Здесь и понятие пространства: высоко-низко, широко-узко, большой-маленький; понятие о круге как геометрической фигуре. Ведь что такое круг? Это точки равноудаленные от центра. Когда малыш становится в центр хоровода, он становится центром круга, а другие малыши – равноудаленные от него точки.
 
Вот так ненавязчиво с помощью занимательных математических игр можно научить ребенка считать.
 
Если Вам понравились наши игры, зарегистрируйтесь на сайте и получайте полезные материалы. 
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (2)

  1. 28.06.2016 Лида

    а я не знаю как играть в каравай(((, расскажите пожалуйста

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

    1. 30.06.2016 Ольга

      Каравай-каравай, кого хочешь выбирай.
      Показываете:выше-ниже, шире-уже.

      Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":