Игры с куклой - мамина шпаргалка

Сегодня опытный педагог Ольга Николаевна Теплякова поделится с Вами интересными вариантами игр с куклами и любимыми игрушками малыша. Зачастую они могут очень здорово помочь и разнообразить совместные игры.

Приветствую Вас! Хочу поговорить сегодня на очень интересную тему: «Как мы играем в куклы». И для чего нужны куклы в играх с нашими малышами. Кукла - это помощник. Почему?

Во-первых, кукла всегда готова прийти на помощь. Всегда. Например, даже если у нас есть бабушка, она может уйти в магазин,  иметь плохое настроение или свои дела. Бабушка - живой человек, у которого свои потребности, нам надо их учитывать. А кукла на все согласна. И мишка, и зайка тоже.  Мы всегда можем их подозвать: «Привет, Зайка! Иди-ка сюда, мы тебе что-то покажем».

Во-вторых, придя к нам в игру, этот мишка, этот зайка, эта кукла постучат по мисочке перевернутой и найдут там какой-то красный или синий кубик. И они всегда согласны найти этот кубик. И всегда будут делать то, что мама придумала. Не что-то случайное, а воплощать мамину затею. Поэтому в этом отношении наши куклы - надежные помощники. Кукла всегда подаст нужный предмет, и всегда это будет вовремя. И в той форме, в которой надо, и в том количестве. Кукла не скажет: «А ну давай еще играть», если мама видит, что ребенок устал. Потому что кукла - это мама.

В чем еще удобство? Вот, например, ребенок играет, и мама видит, что он уже отвлекся или устал, но очень хочет показать что-то еще. И тут кукла говорит: «Ой, смотрите! А что это там?» И кукла может пойти своими ножками и наткнуться на что-то интересное: «Ой, а что это тут такое?» И все, ребенок заинтересовался и еще полминутки готов продолжать игру.

1. Играем в любимые сказки

К чему еще могут привлекать нас наши маленькие помощники куклы? С этими куклами мы можем изобразить любые эпизоды и простые сказки. Например, «Репку». Не всегда же у нас для «Репки» есть необходимое количество реальных партнеров. А так наши Мишка, Зайка, кукла выстраиваются в эту «Репку». Необязательно иметь игрушечных дедку, бабку, Жучку, мышку. Ваши игрушки могут изображать кого угодно, потому что куклы на все согласны. Вот это очень важно.

2. Рисуем вместе

А вот для чего еще нужны куклы. Садимся мы, допустим, рисовать. И показываем кукле: «Куколка, посмотри-ка, что это у нас тут есть?» А у нас пустой лист лежит на столе, и ничего на нем нет. Но куколка все равно пошла и смотрит: «А что это тут у вас?» (А у нас-то ничего нет.) Мы даем кукле кисточку, и мама ее рукой быстренько рисует морковку. Одним махом - раз, и сделали. А малыша берем и показываем ему: «Саша, смотри, какая здесь морковка! Это кукла Таня нарисовала!» Вместе полюбовались и говорим: «Таня, ты теперь тут посиди, а мы вместе с Сашей морковку тебе нарисуем». И рядом или на другом листе рисуем морковку. Или еще как-то изображаем. Вот так у нас появился партнер для игр на листе бумаги.

А когда такое бывает необходимо? Довольно часто. Когда у нас ребенок совсем малюсенький (6,8,9 месяцев), это не нужно, потому что ребенок и так согласен ради того, чтобы с кисточкой поработать, сидеть и смотреть, возить кистью. А если ребенку год-два, и он до этих пор никогда не рисовал и не знает, что это, иногда приходится привлекать его внимание с помощью таких вот уловок.

3. Строим диалоги и читаем книги

Еще одна интересная ситуация, в которой, бывает, нужна кукла. В диалогах с ребенком или когда читаем книжки. Мы говорим:

- Привет, кукла Таня!

А кукла нашим голосом отвечает:

- Привет, Мамочка. А тебя как зовут?

- А меня Оля зовут. А тебя как зовут?

- А меня Таня.

- Очень приятно, кукла Таня, давай будем вместе книжку читать!

Вот такой у нас диалог.

4. Одеваемся

Например, на предложение одеваться ребенок может отреагировать очень негативно. Тогда мы предложим это сделать мишке.

- Мишка, а хочешь носочки надеть?

- Очень хочу! Пора гулять, да? Я буду носки надевать!

Тогда мы приносим носочки и начинаем Мишку одевать. А Мишка в это время говорит:

- Вот один носок, а вот и второй носок. Два носка! Теперь я пойду гулять!

Вот и получился диалог. Ребенок посмотрел и посмеялся, как Мишка одевается. И наверняка реальное одевание пройдет благополучно.

5. Танцуем и поем

Часто бывает так, что ребенок начинает скучать. Может, мама ему немножко надоела. Бывает такое, особенно зимой, в непогоду, когда гуляем редко, и дома некуда деваться друг от друга. Хочется поразвлечься: чтобы кто-то пришел, и чем-то отличался этот день от того, что происходит все время. Но никто не приходит, и никого нет. И что? А вот тогда у нас оживают наши игрушки. С ними можно много игр придумать вместе.

Вместе с куклой можно потанцевать. Например, такой танец:

Ходят по дорожке

Синие сапожки.

А это не сапожки.

Мишкины ножки!

И мы берем мишку за лапы, он с нами танцует. Можно предложить ребенку взять Мишу за одну лапу, самой взять за другую и танцевать втроем.

6. Водим хоровод

С игрушками можно даже хоровод водить. Если малыш хорошо ходит. Вас два человека - взрослый и малыш. Вы берете за одну лапу зайку, а ребенок за другую, и мишку вы за одну, ребенок за другую. И вас получается сколько? Ого! Вас уже четверо! И получается целый хоровод. Вот и разнообразие в нашей жизни.

7. Катаемся с горки

У многих дома есть горка из пластика. И вот, плохая погода, не пошли зимой на горку, остались дома. Нам, допустим, скучновато. А мы можем песенку петь и с зайкой, с мишкой играть.

Ой, зима.

Кругом бело.

Много снегу намело.

Кукла Маша саночки взяла.

И на горочку пошла.

Кукла Маша пошла, взобралась на нашу горку. Вместо санок можно взять кусочек картона. А, может, у вас есть небольшая пластиковая ледяночка. И скатываем нашу куклу с горки. Маша села, крикнула «Берегись!» и покатилась вниз с горки. Когда такое происходит, ребенок сразу веселеет и тоже хочет кататься. А еще что? Можно установить очередность. Вот нет у Вас второго ребенка, и гости не пришли, а малышу надо показать, что на нем свет клином не сошелся. Тогда по очереди будут кататься ребенок, Мишка, Зайка и кукла Маша.

У кого дома нет горки, можно досочку положить и на попе с нее кататься. Хорошее занятие, очень полезное. И устанавливаем очередь, которая помогает ребенку подготовиться к взаимоотношениям на детской площадке. И домашние качели можно так же использовать. Сажаем на них не только своего малыша, но и кукол – по очереди.

8. Считаем предметы

Очень неплохо использовать кукол, когда мы в играх обучаем ребенка счету, величинам или еще чему-то. Допустим, Зайка сидит напротив нас на ковре, и мы ему говорим:

- Заинька, сколько тебе дать… (например, колечек от пирамиды)?

- Дайте мне два, - говорит Зайка.

- Вот тебе, Зайка: одно, второе! - и кладем колечки возле лапок. А затем говорим:

- А теперь отдай мне одно колечко.

И зайка отдает.

- Спасибо! Теперь у тебя, Зайка, одно колечко, и у меня тоже одно колечко. А всего их два.

Вот так вот и поиграли.

9. Узнаем цвета

Также можно и цвета узнавать. Зайка лапкой постучит по перевернутой мисочке, а под ней красный кубик или зеленый кубик. Таким образом, он поможет нам узнать цвета и поиграть с большим удовольствием и пользой для наших взаимоотношений с ребенком.

10. Решаем проблемы

Хочу добавить несколько слов про такое назначение игрушек, как помощь в бытовых или даже психологических проблемах. Например, малыш боится умываться или когда вода попадает на голову. Мы можем использовать приемы с игрушками, конечно, не мягкими, а пластиковыми. Будем показывать малышу, как мы играем с ними, и дадим ему самому действовать. Это очень хорошо помогает в преодолении страхов.

11. Выступаем на концерте

Еще у нас есть интересные игры, когда мы как бы выступаем в концертах. Например, на Дне рождения собрались люди поздравить нашего малыша, и мы просим его что-нибудь исполнить. Трехлетка может прочесть какие-то стихи. Кто-то читает, кто-то не читает, кто-то может в угол вообще забиться. Чтобы такого не происходило, до праздника мы можем играть в концерты. 3-4-х куколок сажаем на диване - это у нас зрительный зал. А мы с ребенком идем выступать.

Например, «Стихотворение про снежок». Выступают Саша и мама. И выходим вдвоем. Ребенка можно на руки взять, можно за руку. А наши куклы сидят и смотрят. Мы читаем стишок, куклы аплодируют, мы вместе с ними. А после этого что? Малыш садится в «зрительный зал», а одна из кукол вместе с мамой идет выступать. Объявляем: «Выступает зайка Яша и мама». А все остальные смотрят. Таким образом обыгрываем моменты выступлений. Ребенок привыкает к тому, что это совсем не страшно и очень приятно. Наступает День рождения, мы принимаем гостей и можем прочитать им стихотворение. Можно снова выступать вместе и зайку с собой взять.

12. Проводим подвижные игры

Как ни странно это звучит, но игрушки могут пригодиться даже в подвижных играх. Можете себе представить? Я раньше не могла, а потом придумала такие игры. Вот, смотрите.

Кидание или катание мяча - достаточно подвижная игра. Посадим Мишку напротив, тут ребенок, тут мы сами - три участника. Можем говорить: «Раз, два, три. Мишка, лови». И катим мяч. А потом Мишка как бы говорит мне: «Раз, два, три. Оля, лови!» И мы сами, конечно, но как будто Мишка катит мяч. Естественно, за Мишку говорит активно мама или бабушка, или тот, кто играет с малышом.

Еще одна интересная игра, в которую я часто играю в группе. Да и дома с одним ребенком тоже можно поиграть. Особенно, когда умеешь играть с игрушкой-участником. Это «Мыши водят хоровод». Иногда мамы говорят: «Ну как мы будем играть? У нас группы нет, ходить некуда. Сидим дома - малыш и я». А вот, пожалуйста, играйте вместе с игрушками. Допустим, кукла и зайка. Посадили куклу, рядом зайчика. А вы лично будете котом. Ребенок ходит или ползает рядом.

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот. - И руку под щеку подкладываете, будто дремлете.

Тише, мыши. - И пальчиком грозим.

Не шумите!

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот

Разобьет ваш хоровод.


И бежите. Сначала бежите куда? Догонять куклу. Мелкими шагами - топ-топ-топ.        

- Ой, Маша! Ты же мышка! Я тебя поймала! Дотрагиваетесь и отпускаете.

Потом бежите к следующей кукле, а потом и малыша ловите. Таким образом можно оживить вашу игру в кота и мышек. Если вы хотите, чтобы ребенок тоже побыл котом, а младенцам сложно объяснить, что они должны делать, Вы можете взять его на руки и догонять мышек-кукол вместе.

Итак, куклы не только наши друзья, но и верные помощники. Нужно это ценить, говорить им спасибо за то, что они делают для наших малышей. Но не давайте ребенку в игру слишком большое количество таких приятелей, потому что дети теряются.

Например, в игре «Теремок», дети обычно хотят затолкать в теремок побольше игрушек. Сами постарайтесь ограничить это количество. Скажите, что уже хватит, а в следующий раз возьмем другие игрушки в игру. Слишком большое количество игрушек - единственная грубая ошибка, которая может быть в этом вопросе.

А в целом к этому надо привыкнуть: игрушки наши друзья, они просто ждут, когда смогут поиграть с нами и нашими детками в разные интересные, чудесные и волшебные игры.

Девочки, приглашаю Вас к нам на базовый тренинг "Играем и творим", в нем мы еще море игр предложим, разберем частые ошибки и сложности, научимся играть легко и с удовольстием!

Ольга Теплякова



Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)