Обучение чтению в вопросах и ответах

С чего начать обучение чтению? Как научить ребенка буквам и стоит ли торопиться с этим? Как правильно сделать карточки для игр? И как учиться читать, если в вашей семье говорят не только по-русски? Эти вопросы волнуют многих родителей, пробующих научить малыша чтению и письму. И специально для них мы решили опубликовать ответы О.Н. Тепляковой на актуальные для многих мам вопросы участниц онлайн-школ «Галки-Игралки» и пользователей нашего сайта.



Буквы, звуки и игры с карточками
                   
Вопрос: Моему ребенку скоро 2 года. Я купила книгу «Мама, я хочу читать!». Уже начали заниматься. И тут у меня возникло несколько вопросов. Буду очень рада, если поможете мне разобраться. Если ребенок на карточке показывает буквы, я ему называю их. Но как правильно говорить буквы? «Лэ» или «эль» и все подобные варианты?

И второй вопрос. Как часто можно вводить в игру карточки с новыми словами? И как много вообще должно быть карточек? Как часто надо менять карточки, например, с одними позанимались неделю, потом появился другой интерес — перетекли к ним, а к прежним надо возвращаться?
                   
Ответ: Читая слова вместе с малышом, произносить стоит не название буквы, а звук, иначе ребенок запутается. Если Вы скажете: «Это буква «эм» (или «пэ»,«эр»,«дэ»), что ему дальше делать с этим знанием? Старайтесь не употреблять лишних слов. Не стоит разъяснять подробно: «Это буква М», просто назовите ее. Если все же ребенок просит назвать конкретную буквы в каком либо слове, то назовите звучание этой буквы и тут же прочитайте все слово  целиком, слитно, допустим, «кот», а после – еще раз по буквам, произнося звуки, но достаточно быстро: «к, о, т».

Тут же покажите ребенку другое слово, где есть эта буква, прочитайте слово так же — сначала целиком, а после — немного выделяя звуки. Не забывайте показывать пальцем каждую букву, проводя пальцем по слову то быстро, то не спеша. Постарайтесь выбирать для чтения слова с простой транскрипцией, избегая на первых порах сложных сочетаний, как в слове «мячик». Хотя иногда приходится читать и эти слова, и тогда я произношу , к примеру, слово «Оля» вот так: «о, л, я». Я не транскрибирую «о, ль, а», но при этом и не называю букву «л» ее полным именем «эль».

Насчет карточек со словами скажу, что игр с ними очень много. Но дело вовсе не в том, сколько слов запомнит ребенок! Ведь обучение чтению маленьких не сводится к использованию карточек со словами, главное играть с малышом – часто и разнообразно! Организуя различные игры, мы помогаем ребенку увидеть всю ситуацию, игровую или бытовую. И увидеть ее по-разному, разными способами: и в танце, и в песне, и в рисунке… Также мы обозначаем все это сказанными, пропетыми словами, которые после этого (или одновременно со звучащей речью) могут быть написаны. Это именно те слова и фразы, которые уже знакомы малышу из жизни, из игры.

Очень рекомендую обратить внимание на разрезание слов и их складывание, на игры в тетрадке, аппликации целых слов, обводку слов — как целиком, так и по буквам, называя звуки. Дело в том, что знание самих букв, их названий ничего не дает ребенку, это пустая информация до той поры, пока он не научится видеть и слышать их слияния, сочетания. Главное, чтобы ребенку понравилось играть со словами, фразами, тогда он навсегда полюбит чтение!



С чего начинается чтение

Юлия (сыну 4 года): Лева еще не читает и не пишет, к сожалению. И как к нему подойти с этим вопросом, я не знаю. Хотя других деток учу писать и читать, и использую разные методики… С чего же нам начать обучение чтению?

Ольга Николаевна:  Вот как мы читаем с первых занятий:
1. Надписываем рисунки.
2. Делаем подпись автора: «Рисовал Лева».
3. Иногда делаем надписей немного больше, к примеру, планеты можно надписать: «Венера», «Земля»...
4. Пишем карандашами или фломастерами.
5. Составляем словосочетание или простое предложение.
6. Выписываем все сочинения на отдельную страницу, можно наклеивать готовые слова.
7. Обводим каждое слово во фразе кружочком , свободно.
8. Можно уже обводить отдельные слова по буквам.
Позанимайтесь, Леве понравится! Только не делайте все сразу, понемногу.

Когда начинать учиться читать и какие слова выбирать для карточек

Мария (сыну 1 год 1 месяц): Ольга Николаевна, хотела Вас спросить об обучении чтению ребенка. Я приобрела вашу книгу «Букварь для будущих вундеркиндов», пока только начала читать. И сразу возник вопрос, там написано про обучение ребенка с двух лет, а стоит ли начинать раньше или еще рановато, и достаточно пока надписей на рисунках? И еще хотела спросить про карточки со словами. Хочу попробовать ребенку давать такие карточки, например, со словами «песок», «трава» и т.п., с тем, что его окружает, как часто можно вводить новые слова?

Ольга Николаевна: Конечно, можно и раньше! Но ведь вы уже начали учиться читать, ведь малыш уже начал рисовать и увидел надписи на рисунках.

Карточки можно, но только не «песок» и «траву» а про маму, папу, Мишу,  кашу, то есть про то, что значимо для ребенка ... Трава и песок, конечно, найдут свое место, но про это успеете поговорить, ведь вы не растите сенокоса или землекопа))))) Будьте попроще! '«Мама» и «Миша» — самые главные слова! Или вот «Я тебя люблю» или слова «хорошо», «хороший», «спасибо».

Помните, нам не надо замусоривать сознание малыша и хвалиться знанием 1000 слов. Хорошо бы, чтобы слова описывали ситуацию. К примеру, Вы же не говорите сыну просто «песок», а скажете: «На тебе, Миша, песок! Будем играть!» Вот и посмотрите, какие слова тут главные и удобные.

                   
Как заинтересовать ребенка играми с карточками?

Мария: Мы играем по вашей методике с 2,6 лет, ребенок с удовольствием рисует, клеит, учит стишки, обводит сам буквы, привязывает овощи ленточкой. Но вот игры с карточками со словами никак у нас не идут (ребенку сейчас 3 года). Как мне заинтересовать его словами на карточках?

Ольга Николаевна: Причин тут может быть несколько:
1. Вы сами пока не владеете множеством игр, интересных малышу.
2. Возможно, ребенок чувствует Ваш слишком серьезный настрой, то есть Вашу личную установку на успех, на цель: начать читать во что бы то ни стало! Попробуйте освободиться от этой установки и просто поиграть! Все получится!

Карточки со словами очень нужны – они помогают дифференцировать слова друг от друга, выделять и понимать их в фразе, переставлять местами, формируя новые фразы, играть в лото, накладывая слова на карточках на надписи, прятать карточки и находить, узнавать и радоваться. И еще переписывать с карточки в тетрадь, прикреплять карточки прищепками, создавая интересные фразы и одновременно занимаясь пальчиковой игрой… и использовать множество других возможностей!

Чтение для билингва и распечатывание карточек

Илона Таланцева (дочери 1 год и 2 месяца), вопрос про обучение чтению в двуязычной среде: У нас вчера целая разборка с папой была — почему учу ребенка русскому и пишу русские буквы! Может, писать и на греческом тоже карточки? Или это еще хуже? Или одновременно писать на карточке русский и греческий? Так это вообще перебор получится!

Ольга Николаевна: Насчет карточек, вообще было бы справедливо, если бы часть игр вы проводили на греческом, при условии, что Вы сами хорошо знаете язык и любите его. Делаем вот как: один день все-все на русском, другой день — на греческом.
Это относится и к делам, и к играм, и к рисованию, и к надписям на рисунках, и к песенкам, и к стишкам, и к книжкам, и к карточкам. Если папа хочет, пусть с Вами поиграет!

Илона: У меня еще один вопрос: а что, если карточки распечатывать? Набрала на компьютере 20-30 слов, распечатала на цветной бумаге, наклеила на картон, вырезала? Или это неправильно? Ведь потом карточки начинаем писать вместе с ребенком, да?

Ольга Николаевна: Можно распечатать, только надо найти простой шрифт, писать-то после будете с ребенком. Вообще самой писать всегда лучше, чтобы малыш учился писать и обводить и надписывать рисунки, работы, писать книжки свои. Ребенок должен знать, что писать легко и приятно, также как и читать! Учимся читать, надписывая — принцип Ушинского.

Вы тоже делаете первые шаги в освоении чтения вместе с малышом, но столкнулись со сложностями? Или может, пока не знаете, как подступиться к этой теме? И вам наверняка хочется, чтобы обучение прошло легко, а ребенок полюбил читать с ранних лет? Тогда обязательно приходите на наш тренинг "Учимся читать в игре", будем учиться читать играючи!

Кстати, почти по всем вопросам в этой заметке Ольга Николаевна консультировала мам в их игровых дневничках в рамках прошедших онлайн-школ «Галки». Если вы тоже хотите вести дневник занятий и получать рекомендации от одного из ведущих экспертов по раннему развитию, тогда вам стоит стать «Активным участником» школы чтения. Подробнее о том, чем различаются «активный» и «читательский» доступ, смотрите на странице тренинга.
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (1)

  1. 02.07.2014 Ирина Татарстан

    Ольга Николаевна!Такая молодец! Всегда так подробно всем отвечает! Благодарю Вас за Ваш труд!!!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":