Что написать на рисунке? Самые частые ошибки при надписывании

Надписывание рисунков — простой прием, доступный каждой маме и помогающий малышам учиться читать и писать в игре с первых лет жизни. При этом мамы нередко теряются — что же написать на рисунке? Хочется подписать буквально каждый изображенный объект. Почему так делать не стоит и какие надписи детям интереснее и проще воспринимать, рассказывает методист нашего сайта Ольга Николаевна Теплякова.

Мы с вами уже знаем, что рисунки надо надписывать и умеем делать это вместе с малышом во время игры на листе бумаги. Обо всех нюансах можно почитать в статье о надписях и ее продолжении. Но нередко мама, недавно начавшая рисовать с ребенком, надписывает эти рисунки не слишком удобно для малыша.

Приведу пример. Допустим, у нас есть рисунок: кот бежит по дорожке, и в лапах корзинка. А на рисунке надписи: «дорожка», «кот», «корзина». Причем последнее слово написано прямо на самой корзинке. Только сами по себе эти слова не очень интересны малышу. Что годовалому или двухлетнему ребенку до слова «корзина»? Саму-то корзинку он и так видит, рисовал ее вместе с мамой и пальчиком может показать. А слово «дорожка», смотрите, тоже прямо на самой дорожке написано! И зачем, спрашивается? Мама боится, что малыш не знает, что такое дорожка? Тогда другой вопрос — а достаточно ли играли? Много ли бегали по дорожке? Видел ли малыш, как по дорожке скачет его любимый зайка? В конце концов, понимает ли само значение слова «дорожка»?


Так подписывать не стоит!

Что можно было написать в этой игровой ситуации? А то, что есть на рисунке: «Кот бежит по дорожке». Можно и другую простую фразу, например, «Вот ягодки!», ведь у кота корзина для ягод, или «Собирай ягодки, кот!» То есть это должна быть фраза, отражающая нашу речь. Если малыш совсем юный, до года, можно просто написать: «Это кот!» или «Кот идет!» Ведь после мы станем читать, что тут написано, то есть станем разговаривать с нашим ребенком.


А вот правильный вариант.

Другой пример. На рисунке зонтик и больше ничего нет, кроме надписи «Наш зонтик». Что дает такой рисунок и такая надпись ребенку? Попробуйте развить сюжет, ведь вы с этим зонтиком играли! Тут шел дождик, тут прятался зайка или мишка — что-то происходило. Вот это и нарисуйте! Пусть над зонтиком капают большие капли дождя, под ним сидит зайка, мишка или ежик. И речь в самой игре, скорее всего, шла не о зонтике и не о том, что он наш или чей-то, а о том, что дождик не мочит нас. Поэтому лучше придумать веселую надпись про, например, «Кап-кап!» или сложнее: «Зайке сухо!« Или зайка кричит: «У меня зонтик!»


Слева — как не надо рисовать и подписывать, справа — как надо.

В общем, давайте учиться играть на листе бумаги, создавая сюжет не только нарисованный, но и написанный. Надписывать же сами объекты ни к чему, у ребенка уже есть представление о них. Таким образом нам зачастую хочется обозначить соотнесение объект-слово, как делается это в картах или указателях: улица Садовая, дорога на Москву, гора Монблан. Но у нас цели надписывания другие, тут идет игра. Конечно, есть и такая цель — обозначить, чтобы не забыть. Однако задумайтесь, что именно мы не хотим забыть — что называется дорогой или как мы ходили по дорожке и пели песенку?

Часто взрослый пытается делать надписи и на предметах, которые находятся вокруг, и появляются обозначения: «шкаф», «стена», «холодильник». Но ведь ребенок и так знает, что это стена, а это шкаф! А если чего-то и не знает, насколько это важно в ситуации игры? Мы практически не включаем эти объекты в игры. Мы играем в мяч, машинку, пирамидку… Что же теперь, следуя этой логике, писать все слова на всех предметах? А что мы напишем на лбу у мамы — «мама», «лоб»? А где мы напишем слова «люблю», «идет», «синий», «хорошо», «спасибо»?

Вы смеетесь и правильно делаете, не надо писать никакие слова ни на каких предметах! Разве что, в игре в магазин после трех лет мы можем написать слова «макароны», «сахар», «картошка». Но – внимание! – мы эти слова, написанные на бумажках или картонках, не станем приклеивать на настоящую картошку или сахар. В наших мисочках будут камушки, песок из песочницы и прутики-макароны. Да и сами слова не будут учить ребенка читать, а уже просто обозначать знакомые понятия, включенные в нашу игру.

Итак, чтобы завершить наш разговор о надписывании рисунков и использовании надписей в играх, давайте еще раз проговорим, каким образом мы это делаем.

1. Надписи делаем во время игры.
2. Надписи отражают суть игры.
3. Надписи по возможности эмоциональные, радостные.
4. Не делаем надписи на самих предметах.
5. Надписи делаются чаще фразой, а не одним словом, хотя иногда фраза может быть представлена одним словом.
6. Прочитывая надписи с малышом, мы как бы разговариваем с ним.
7. Надписи на реальных предметах делать не надо, это ничего не дает для научения чтению в игре.

Помните об этих нюансах и играйте с малышом в свое удовольствие!

Ольга Теплякова

Надписывание рисунков и другие приемы обучения чтению в игре мы подробно разбираем на онлайн-тренинге "Учимся читать в игре" по методике О. Н. Тепляковой. Если вы хотите помочь своему ребенку освоить чтение играючи и избежать ошибок, присоединяйтесь к осеннему потоку школы!
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (3)

  1. 28.07.2014 Наталья

    Большое спасибо! Сегодня рисовали и подписывали рисунок, поняла ,что с ошибками.

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  2. 25.02.2015

    Спасибо

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  3. 02.04.2015 Ирина

    Хорошая статья! Ого, надписи "ведут диалог" с малышом, нюанс надо учесть. Спасибо!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":